Как помочь ребенку подготовиться к наступлению учебного года, чтобы войти в него с радостью и без стресса

Лето пролетает быстро. За окном уже август, а, значит, не за горами новый учебный год. Как бы не хотелось отложить размышления о школьных заботах, наслаждаясь летними деньками, но было бы хорошо подумать о приближении этого периода немного заранее, чтобы снизить стресс и для детей, и для родителей.

Ниже приведенные рекомендации помогут сделать это легко и с удовольствием.

  • Часто нервозность и даже капризы вызывает необходимость раннего подъема, появляющаяся с первого сентября. И это может стать настоящим испытанием как для ребенка, так и для взрослых. Что возможно предпринять для смягчения данного момента?

Было бы целесообразно, начиная с первой-второй недели августа обсудить, необходимость возвращения к более упорядоченному режиму дня. Сделать это можно плавно, сдвинув на четверть часа время подъема и отбоя. К примеру, если сейчас ребенок ложится в 22:30,  то сдвигаем время на 22:15, если подъем в десять, соответственно, переносим на 9:45. Через пять-семь дней возможно сдвинуть  еще четверть часа с обеих сторон и так далее, доведя до нужного времени подъема и отхода ко сну. Подобный способ помогает мягко начать входить в более строгий дневной распорядок.

  • Хорошо было бы посетить профильных медицинских специалистов для проверки или коррекции тех особенностей здоровья ребенка, которые важно учитывать в учебном процессе (офтальмолог, гастроэнтеролог, невропатолог и др.). Так будет время для спокойного и вдумчивого понимания текущей картины здоровья и шагов к его укреплению или коррекции.
  • Совместный просмотр школьной формы, принадлежностей для письма и черчения, выбор того, что можно оставить, а что необходимо заменить, поможет ребенку почувствовать свою значимость, где-то самостоятельность, позволит начать входить в атмосферу школьной жизни, но ненасильственно и ненавязчиво. Так же, эти приятные хлопоты способствуют объединению семьи, приятным совместным времяпрепровождением для младшего школьника и его родителей. С каким удовольствием можно выбирать школьный рюкзак, пенал, ручки, ластики, карандаши, обложки для тетрадей и учебников, точилки, стикеры… Причем, это увлекательное занятие как в режиме живого визита в магазин, так и в формате он-лайн заказа. Ведь сходить на пункт выдачи, а затем распаковать заказ, рассмотрев его содержимое, так приятно.

Если же в семье подросток, то доверие в вопросе  самостоятельного выбора школьной формы и принадлежностей поможет сохранить с ним доверительные отношения, а ему   почувствовать себя взрослыми. Ведь теперь он может выбирать САМ. Хорошо предоставить  определенную сумму денег на эти расходы и позволить ею распорядиться так, как он считает нужным, учитывая свои реальные потребности. Но можно обозначить, что, при возникновении вопросов по планированию трат и анализе стоимости приобретаемых предметов, он ВСЕГДА может обратиться  к родителям, получив помощь  и поддержку. Это очень важно для взрослеющего человека и становления его личностных качеств.

  • Одним их продуктивных способов настройки на учебную деятельность является введение в повседневный обиход выполнения небольших, но регулярных заданий из школьной программы. Достаточно начать с нескольких минут ( в зависимости от возраста ученика) и довести хотя бы до четверти часа или немного больше. Здесь важна именно регулярность и последовательность. Так, ученики начальной школы могут вспомнить чистописание, грамоту, арифметику, окружающий мир, как выполняя простые задания, так и применяя уже имеющиеся знания в практической жизни. Мотивацией для подобной активности могут быть небольшие награды и поощрения, такие как просмотр любимого мультфильма вечером, получение сладкого полезного приза. Поддерживать мотивацию можно с помощью специальных звездочек и жетончиков, которые ребенок получает в течение недели, а к выходным, исходя из их количества, можно предложить на выбор в качестве поощрения   поход на долгожданный кинофильм, посещение парка развлечений и другие мероприятия, позволяющие ребенку почувствовать удовлетворение от того,  что он делает. Такие простые действия со стороны родителей  способствуют развитию волевых качеств и  произвольности – очень важного навыка в учебной деятельности, но не через сверхусилия, часто невротизирующие детей, а постепенно, в удобном темпе и формате. Для особо любознательных и мотивированных подойдут задания на образовательных он-лайн платформах, где есть как бесплатные ресурсы, так и коммерческие. Обычно, данные платформы уже введены в учебный процесс в школах и большое количество детей на них зарегистрировано. Здесь будет уместным заметить, что на примере обращения к образовательным ресурсам , дети могут увидеть то, как с пользой можно использовать гаджеты в целях, помогающих развитию, включающих в активную реальную жизнь, а не только уводящих от действительности.
  • Для старшеклассников, особенно идущих в девятый и одиннадцатый классы, август можно использовать для предварительной пробы своих сил при размышлениях о том, какие экзамены они предполагают сдавать. С одной стороны есть те, кто уже определился и даже начал подготовку к экзаменационным испытаниям, но достаточно большое количество школьников еще прибывает в состоянии неопределенности. Полезными ресурсами для родителей и детей в этом случае могут быть сайты https://sdamgia.ru/, https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege и др.

Выполняя предложенные задания, школьники смогут оценить свой уровень подготовки на текущий момент и выстроить стратегию развития на учебный год совместно с родителями. Это может помочь снизить уровень тревоги, лучше понять свои желания, возможности, составить график, сочетающий как деятельность, так и отдых, заранее спланировав и учитывая все необходимые нюансы.

Более подробно о том, как помочь старшеклассникам с выбором профильного направления, способствующим осознанному подходу к набору экзаменов, которые они собираются сдавать, распланировать время в течение учебного года, сохранить силы и психологический комфорт, вы сможете прочитать в следующих статьях на нашем сайте.

А пока, возвращаясь к обозначенной тематике, можем  сказать, что вышеприведенные рекомендации помогут как родителям, так и школьникам подготовиться к наступлению учебного года мягко и без стресса, чтобы идти по дороге знаний радостно и в ресурсном состоянии.

 

Автор: психолог Отдела
Экстренного Реагирования Федерального
Координационного Центра Носова Людмила.