Как эффективно организовать процесс адаптации при переходе в новую школу (класс)

В жизни бывают ситуации, когда необходимо поменять школу или класс, где ребенок оказывается среди новых одноклассников и учителей, и перед подростком и его родителями возникает проблема, как эффективно организовать процесс адаптации в новом коллективе. Ответ на данный вопрос, который мучает тысячи родителей, попытаемся дать в данной статье.

Ситуация, когда ребенку необходимо заново себя презентовать, выстраивать отношения с новыми детьми и учителями, всегда не простая. Независимо от возраста, адаптационный процесс — это стресс для ребенка, и он может сопровождаться побочными явлениями, такими, как нарушение сна и аппетита, поведенческие изменения (перестал уделять внимание любимому делу (хобби), стал замкнутым и неразговорчивым). Реакция организма зависит не только от стрессора, но и от отношения человека к нему, от тяжести переживаний. Поэтому один ребенок, пришедший в новую школу, адаптируется достаточно быстро, и этот период для него не будет иметь неблагоприятных последствий. Другой ребенок может быть более чувствительным, ранимым, тревожным — и будет чувствовать себя гораздо хуже, ослабнет, будет чаще болеть.

Самое сложное для взрослого в этот момент – понять и принять, что ребенку действительно трудно. В связи с этим, основная задача родителей в этот не простой для их ребенка момент жизни – быть максимально рядом и на его стороне. Поддерживать школьника в самореализации, поменьше нравоучительствовать, и ни в коем случае не обесценивать чувства ребенка фразами вроде «не ты первый, не ты и последний», «от этого еще никто не умирал» и т.д.

Необходимо понять, что адаптация к новому коллективу – это навык, без которого человеку не обойтись по жизни. Стоит признать, что выстраивать отношения непросто, ведь это всегда преодоление, сопротивление обществу или отдельным личностям. Но если не отточить эти навыки за время учебы, то во взрослой жизни это станет дополнительной нагрузкой, а то и вовсе – неразрешимой проблемой.

Рекомендации родителям

  • Если ребенок не может найти общий язык с коллективом, то не нужно упрекать его за это. Наоборот, ему нужно помочь принять себя таким, какой он есть, и помочь построить гармоничные отношения с окружающими людьми, поддержать его морально. Детская среда может быть очень агрессивна к «белым воронам», которыми автоматически становятся вновь прибывшие в школу (класс), и она может причинить таким детям психическую травму, понизить самооценку и уверенность в себе. В такой ситуации ребенку придется преодолевать свои страхи и нерешительность, вырабатывать стрессоустойчивость. У него будет всего два пути – или сдаться под давлением среды и стать «изгоем», или продолжать работать над собой, ценить и уважать себя, вопреки негативным оценкам окружающих людей;
  • Уделяйте больше времени общению: вместо привычного «Как дела в школе?» задавайте более конкретные вопросы: «Что нового ты сегодня узнал?», «С кем сегодня познакомился?», «Сталкивался ли ты со сложностями сегодня?», «Что делал на переменах?», — так вы сможете получить больше информации о своем чаде, что, в свою очередь, позволит Вам помочь выстроить совместную стратегию поведения ребенка в коллективе;
  • Не обсуждайте и не осуждайте при ребёнке педагогов, одноклассников, даже если школьнику стало сложнее учиться (общаться). Попытайтесь совместно разобрать причину поведения того или иного лица по отношению к Вашему ребенку, тем самым выстраивая причинно-следственную связь. Попробуйте рассказывать ребенку примеры из собственной жизни и жизни других людей, которые столкнулись с такой же проблемой. Поделитесь, как они решали эту проблему;
  • Устраивайте совместные развлечения: это поможет ребенку отвлечься и зарядиться хорошими эмоциями;
  • Поддерживайте новые знакомства ребёнка, помогите устроить вечеринку или просто соберите новых друзей у вас дома;
  • С согласия ребенка запишите его на секцию, кружок или курсы, на которые ходят его сверстники. Это поможет ему найти точки соприкосновения с новыми одноклассниками;
  • Желательно поговорить с преподавателями, классным руководителем и школьным психологом, чтобы они помогли ребенку адаптироваться, корректно повлияли на коллектив, в котором учится ребенок, и поддержали «новенького»;
  • Попробуйте завести дружеские связи с родителями других детей, чтобы продолжить общение за пределами школы. Таким образом, Вы поможете своему ребенку завести школьного друга, да и сами сможете отдохнуть в кругу единомышленников.

Как вести себя в коллективе (рекомендации для подростка):

  • быть приветливым, аккуратным и следить за осанкой (в долгосрочной перспективе неправильная осанка сама может стать причиной эмоциональной подавленности и даже депрессии. Это работает и в обратную сторону: гордая осанка привлекает внимание и придает уверенность человеку);
  • выбрать позицию не слишком активного, но наблюдательного участника класса. Наблюдения помогут быстро реагировать на неожиданные ситуации;
  • не ждать, что ты сразу подружишься со всеми. Ведь классу тоже нужно время, чтобы привыкнуть к тебе;
  • не подхалимничать и не покупать внимание подарками;
  • не рассказывать о том, как было хорошо в прежней школе;
  • не хвастаться и не врать о себе;
  • не ябедничать;
  • отвечать на придирки спокойно, с улыбкой, не повышая голос. Это поможет избежать конфликтов;
  • не изменять себе, не соглашаться на то, что считаешь неправильным;
  • задавать вопросы и спрашивать совета у тех, кому доверяешь;
  • не привлекать к себе излишнее внимание;
  • если становится сложно и одиноко – представлять за своей спиной родителей и друзей.

Залогом успешной адаптации становится ситуация, когда ребенок понимает и осваивает правила поведения в группе, не теряя своей индивидуальности, проявляя свои индивидуальные особенности, реализовывает потребность в персонализации (потребность быть личностью).

Необходимо объяснить школьнику, что у каждого есть своя жизненная роль (принципы и убеждения), которые не надо менять, чтобы подстроиться под требования социальной группы. Долго «играть» в такую «игру» не получится, так как это съедает очень много внутреннего ресурса и не позволяет до конца раскрыться перед окружающими, а это значит, что есть все основания для того, чтобы группе не принять такого закрытого «актера», от которого непонятно, чего ожидать. Да и в целом, здоровое общество больше ценит индивидуальность личности, нежели двуличие и неприкрытое заимствование.

Когда ребенок как индивидуальность принимается группой, происходит интеграция, обеспечивающая развитие как личности, так и группы.

Важно понимать, что, основная трудность адаптации в новом классе (школе) заключается в том, что подросток приходит в уже сформировавшуюся социальную группу, живущую по своим законам, в которой есть свои лидеры и аутсайдеры, и эта «закрытая группа» не всегда принимает новичка с распростертыми объятиями. Попадая в новую школу (класс) ребенок так или иначе сталкивается с «проверкой на прочность», устраиваемой коллективом (придирки, насмешки, неудобные и провокационные вопросы и т.д.), что в основе своей является нормотипичным поведением в подростковой среде, и ставит перед собой цель в максимально короткие сроки узнать человека и дать возможность ему себя проявить.

Процесс адаптации — не самая простая задача. Однако с поддержкой близких, терпением и пониманием ребенку будет проще справиться с непростыми и новыми для себя ситуациями.