С сентября 2008 года на базе Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования ФГБОУ ВО МГППУ функционирует сектор дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» (далее – ДТД). Служба организована по инициативе Правительства Москвы, при поддержке Департамента образования г. Москвы.
В Службе работают специалисты разного профиля:
- практические психологи;
- клинические психологи;
- юрист (каждый четверг с 17.00 до 22.00).
«Детский телефон доверия» нужен для того, чтобы:
- поддерживать детей и родителей в разрешении внутрисемейных и личностных проблем;
- оказывать помощь в разрешении следующих трудностей: конфликты в семье и школе, учебные и личные проблемы и т.д.;
- помогать снижать внутреннее напряжение людей, развивать их способность понимать свое состояние и управлять им.
Цель деятельности – оказание экстренной психологической помощи средствами телефонного консультирования детям, родителям, а также специалистам, деятельность которых связана с обучением и воспитанием детей.
Задачи сектора «Детский телефон доверия»:
- Оказание оперативной адресной психологической помощи детям, родителям, специалистам сферы образования по их запросу, средствами телефонного консультирования.
- Информирование абонентов об иных, функционирующих в городе Москве и Московской области, профильных учреждениях и организациях (центрах, службах), предоставление им сведений о характере и видах оказываемой этими учреждениями специализированной психологической, медицинской и социально-психологической помощи.
- Ведение статистики и анализ запросов абонентов ДТД, создание и пополнение, необходимых для функционирования сектора баз данных.
- Изучение, обобщение и распространение эффективной практики деятельности психологов-консультантов ДТД.
- Организация и проведение производственной и квалификационной практики студентов МГППУ на базе сектора.
- Осуществление рекламно-просветительской деятельности, направленной на информирование населения о возможности получения психологической помощи средствами телефонного консультирования.
- Разработка модели межведомственного взаимодействия с ГУ ГО и ЧС по г. Москве, учреждениями здравоохранения и иными ведомствами, осуществляющими правовую, социальную и иную поддержку населения.
- Проведение научно-исследовательской работы по основным направлениям деятельности сектора.
Основные принципы работы Службы «Детский телефон доверия»:
- анонимность: ни абонент, ни консультант не обязаны называть себя, передавать своих личных данных; у консультанта часто бывает псевдоним, абонент может назваться любым именем, или вообще не сообщать его, телефонный номер абонента не фиксируется;
- конфиденциальность: содержание беседы не записывается и не передается третьей стороне; предметом анализа является информация о звонке: категория проблемы, возраст абонента и его социальное положение (если абонент их сообщил);
- толерантность: уважение к клиенту, которое высказывает консультант;
- управление разговором: абонент может в любой момент прервать разговор;
- профессиональная помощь абоненту: консультантом является человек, имеющий опыт работы, прошедший профессиональный отбор и специальную подготовку.
«Детский телефон доверия» функционирует круглосуточно на 3-х канальной линии. Все консультации для абонентов предоставляются бесплатно.
Далее мы постараемся ответить на некоторые вопросы, которые у Вас могут возникнуть до обращения на Телефон доверия.
Часто люди не видят разницы между психологией и психиатрией. А она есть, и очень значительная. Наука психиатрия занимается изучением различных душевных заболеваний – депрессия, тревога, неврозы и др. Психиатр – это доктор, который лечит заболевания медикаментами.
Главное отличие психологии от психиатрии заключается в том, что психиатрия имеет дело с различными нарушениями, отклонениями от нормальной работы психики и занимается их лечением, а психология помогает нормальному человеку со здоровой психикой определиться в различных проблемных житейских ситуациях, дает ответы на вопросы, как быть и что делать дальше.
- детские страхи;
- травма и потеря;
- сложности, возникающие в процессе обучения ребенка;
- этапы и особенности индивидуального психического развития в детском возрасте;
- проблемы зависимостей (алкогольной, наркотической, игровой и др.);
- проблемы в семейных отношениях;
- нарушение прав ребенка (в том числе в случае насилия по отношению к ребенку);
- консультации о специфике работы образовательных, медицинских, социальных учреждениях города Москвы.
Психолог на Телефоне доверия Вас выслушает, и вместе с Вами поможет разобрать проблему, рассмотреть ее с разных сторон, найти пути решения сложившейся ситуации.
- Когда не знаете как себя вести в тех или иных ситуациях, связанных с воспитанием ребенка.
- Когда произошел конфликт с ребенком, и в связи с этим тревога не покидает Вас.
- Ваш ребенок замкнулся в себе и не хочет общаться.
- Дети Вас не понимают, не знаете как себя с ними вести и заслужить их уважение и понимание.
- Вы хотите оградить ребенка от плохой компании.
- Ребенок отказывается ходить в детское учебное заведение.
- Ваш ребенок часто бывает неорганизованным, у него плохая успеваемость.
- У Вас возникают сложности с взаимодействием с учителями, администрацией школы.
- У вас есть опасения по поводу того, что Ваш ребенок употребляет наркотики (курит, употребляет алкоголь).
- Критическая жизненная ситуация.
- Как помочь ребенку выбрать профессию.
- Вам необходима информация о психологических службах и организациях города, оказывающих помощь родителям и детям.