Современные исследования психологического благополучия цифрового поколения

В современной экономической и социальной ситуации развития нашего общества особое значение приобретает качество жизни человека, его психологическое благополучие. Эта проблема касается всех возрастных групп людей, но особый смысл она приобретает, когда речь идет о поколении молодых людей, находящихся на пороге вступления во взрослую жизнь.

Дети, родившиеся в начале XXI века, оказались в особых условиях, когда, с одной стороны, они воспитываются в традициях постсоветских ценностей, с другой — на них оказывает влияние новая социальная обстановка, широкая доступность информации, новые ценности и нормы. Их можно отнести к цифровому поколению, так как бурно развивающиеся информационные технологии стали средой для их социализации с самого начала. Сегодня Интернет рассматривается и с точки зрения предоставляемых возможностей (преодоление изоляции и одиночества; анонимность, которая позволяет создать пространство непредвзятого общения и взаимодействия; доступ к знаниям и др.), и с точки зрения опасностей (нарушение безопасности; кибербуллинг; стресс от переизбытка поступающей информации и др.). Поэтому вопрос о том, предоставляет ли информационное общество условия для роста или для снижения психологического благополучия подрастающего поколения, остается открытым.

Отечественные авторы отмечают, что психологическое благополучие — это устойчивое свойство, в котором преобладают положительные эмоции, присутствуют крепкие взаимоотношения, вовлеченность субъекта в процесс жизнедеятельности, осознание осмысленности жизни и позитивная самомотивация (Водяха, 2013). Психологическое благополучие отражает внутреннюю целостность человека, степень принятия им самого себя.

Надо сказать, что о психологическом благополучии как об объекте научного исследования заговорили с 50-х годов ХХ века. Отправной точкой в изучении данного феномена послужила позитивная психология, в рамках которой ученые предложили сосредоточить внимание на потенциале и ресурсах индивида, его позитивном функционировании. Психологи данного направления высказали идею о том, что для полноценного, счастливого и благополучного функционирования личности недостаточно избавить ее от симптомов и проблем, необходимо работать над факторами благополучной жизни и деятельности, подробно изучая именно данную сферу (Аргайл, 2007).

Установлено, что в формировании психологического благополучия принимают участие когнитивная и эмоциональная стороны самопринятия, то есть оценка самим субъектом степени удовлетворенности определенными сторонами своей жизни и актуальное эмоциональное настроение.

Взяв общие структурные элементы теорий о позитивном функционировании личности, К. Рифф (Ryff, Keyes, 1995) выделила шесть составляющих психологического благополучия:

  • позитивное отношение к себе и своей прошлой жизни (самопринятие — Self-Acceptance);
  • наличие целей и занятий, придающих жизни смысл (цели в жизни — Purpose in Life);
  • способность выполнять требования повседневной жизни (компетентность — Environmental Mastery);
  • чувство непрекращающегося развития и самореализации (личностный рост — Personal Growth);
  • отношения с другими, пронизанные заботой и доверием (позитивные отношения с другими — Positive Relations with Others);
  • способность следовать собственным убеждениям (автономность — Autonomy).

В целом, благополучие может быть оценено объективно как степень удовлетворения разного уровня потребностей людей и соответствия определенным социальным критериям и стандартам, или же субъективно, через личные оценки и мнения самих субъектов. И в том, и в другом случае для понимания всех составляющих благополучия необходим учет социальной ситуации развития личности, своеобразных для каждого возрастного периода отношений между человеком и окружающей его социальной действительностью (Фоломеева, Серегина, 2004). Возможности для подобного анализа и предоставлены культурно-исторической концепцией.

Как известно, суть психологических взглядов Л.С. Выготского составляет положение о культурно-исторической природе собственно человеческих форм психических функций, названных им высшими психическими функциями. Они образуются прижизненно в результате овладения внешними средствами культурного поведения и мышления, которые были названы знаками. Знак становится посредником между человеком и культурой. Необходимость изучения культурно-заданных эталонов, знаковых систем, предоставляемых данной культурой, дает ключ к пониманию закономерностей восприятия своего благополучия, удовлетворенности своей жизнью.

Так, например, шкала «автономность» в модели К. Рифф предполагает независимость от социальных норм и мнения окружающих как важную составляющую психологического благополучия. Однако, очевидно, что общества различаются в своем отношении к автономности — в коллективистических культурах знаковые системы выстроены вокруг ориентации на группу, поэтому выбор в пользу собственного мнения вместо социальных норм и мнения близких будет скорее осуждаться, а индивидуалистические — высоко ценят и поощряют способность человека следовать своим личным убеждениям. И учет подобных культурно-заданных норм позволяет заметить, что у коллективистов меньшая независимость не будет приводить к снижению психологического благополучия.

Связь культуры с личностью Л.С. Выготский обозначает через особую опосредствованность — переживание, которое и позволяет преодолеть разобщенность человека и культуры, выступая особым динамическим аспектом их взаимодействия (Баянова, 2007, с. 172). «В переживании дана, с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, с другой — особенность моей личности» (Выготский, 1984, с. 383). Знак как основная составляющая культуры у Л.С. Выготского начинает свое движение к личности, приобретая свое значение, и, в конечном счете, становится определенным смыслом для личности — личностным смыслом, понятием, которое в продолжение культурно-исторических традиций рассматривает в своей теории деятельности А.Н. Леонтьев.

Возвращаясь к проблеме благополучия, можно констатировать тот факт, что именно культура, с одной стороны, определяет те нормы, стандарты и правила жизни человека, которые могут быть рассмотрены как некоторые знаковые системы, задающие развитие личности. С другой стороны, становясь значимыми для человека, приобретая личностный смысл, они посредством переживаний, эмоционального опыта человека могут быть оценены им как соответствующие или не соответствующие своему собственному положению, своим достижениям, успешности или неуспешности своего поведения и, следовательно, приносящие или не приносящие удовлетворение. В данном случае именно переживание «как единица социальной ситуации помогает ее осознанию и, в качестве смысла ситуации для данного человека, влияет на его развитие» (Марцинковская, 2015, с. 84). Таким образом, благополучие человека изначально определяется особенностями культуры и социума, а потом становится его субъективным переживанием, которое, в свою очередь, является «важнейшим психологическим содержанием его жизни: отсутствие этого содержания приводит к обесцениванию жизни человека» (Божович, 2008, с. 365).

Мы полагаем, что переживаемые особенности культуры могут быть операционализированы как различные ее параметры, например, изучавшиеся Г. Хофстеде коллективизм / индивидуализм, маскулинность / феминность и другие. А особенности социума мы предлагаем рассматривать через призму теории социального доминирования Джима Сиданиуса и Фелисии Пратто. Авторы исходят из идеи, что все современные общества имеют иерархизированную структуру и проводят достаточно явные границы между высоко- и низкостатусными группами. Однако люди и общества могут различаться по тому, насколько они поддерживают подобный порядок и считают его правильным, то есть они будут обладать разной степенью ориентации на социальное доминирование. И хотя этот показатель описывается как индивидуальный, очевидно, что он формируется различными социальными мифами и идеологиями, поддерживается существующими социальными институтами (по: Гулевич, 2018).

Проявлением влияния широкого социального контекста могут быть системы представлений о мире и людях в этом мире, которые называют социальными верованиями (Гулевич, Аникеенок, Безменова, 2014). Например, люди могут верить в «опасный мир», переживая его как хаотичный и непредсказуемый, наполненный угрозами существующему социальному порядку. Или верить в «конкурентный мир», переживаемый как состязание, в котором важно выиграть любой ценой, потому что другие люди движимы единственной целью — «обыграть» меня. Социальные верования позволяют идеологиям и мифам звучать убедительно и подталкивать к стремлению доминировать и поддерживать существующую иерархическую систему.

Исследования позволяют сделать вывод, что ориентация на социальное доминирование является хорошим предиктором для различных форм политических, гражданских и социально-ориентированных установок и действий, что делает ее исследование особенно актуальным для изучения подрастающего поколения. В свою очередь, именно эти аспекты поведения направлены на поддержание или изменение социального порядка и могут способствовать повышению или понижению психологического благополучия цифрового поколения.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 18-013-01206 «Социокультурные и гендерные факторы психологического благополучия поколения ХХI века».

Библиографический список

  1. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 2007.
  2. Баянова Л.Ф. Феномен культуры в истории психологии. М.: Гуманитарно-издательский центр «ВЛАДОС», 2007.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008.
  4. Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. 2013. №1. С. 70–74.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
  6. Гулевич О.А., Аникеенок О.А., Безменова И.К. Социальные верования: адаптация методик Дж. Даккита // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. №2. С. 68–89.
  7. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. М.: Юрайт, 2018.
  8. Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015.
  9. Фоломеева Т.В., Серегина И.С. Социальные представления о благополучии // Мир психологии. 2004. №3. С. 122–133.
  10. Ryff C.D., Keyes C.L. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. №4. P. 719–727.

Источник: Тихомандрицкая О.А., Малышева Н.Г., Шаехов З.Д. Современные исследования психологического благополучия цифрового поколения // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме : коллективная монография / под ред. Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. М.: МПГУ, 2019. С. 89–94.

 

Электронная версия статьи: https://psy.su/feed/10686/