Подростковый возраст – кризисный период развития, когда у ребенка происходит ряд изменений: физических, психологических, социальных. Это период, когда ребенок становится взрослым. Под воздействием гормонов меняется его тело, его ощущения и отношения к окружающим. Появляются первые романтические отношения, желания, которых не было прежде…
Половое воспитание в подростковом возрасте отличается от доподросткового тем, что теперь интерес ребенка не познавательный, а практический. На протяжении подросткового, юношеского периода ребенку предстоит научиться справляться с новыми чувствами и ощущениями, выстраивать новые формы отношений.
Цель полового воспитания в подростковый период — подготовить ребенка:
- к физическим, физиологическим и психологическим изменениям, которые будут с ним происходить/происходят
- к новой форме отношений – романтическим отношениям
- к проявлениям сексуальности, первому сексуальному опыту
Первые признаки возрастания.
Собственно, 9-10 лет – это, скорее предподростковый возраст, однако, некоторые дети уже начинают проявлять черты возрастания: начинает меняться фигура, появляются волосы на теле. Это начало работы гормональной системы по превращению ребенка во взрослого.
И первые неожиданные (для ребенка) проявления взрослости – это начало цикла у девочек и появление поллюций у мальчиков.
Своевременный разговор о первых непроизвольных поллюциях у мальчиков и первых менструациях у девочек поможет ребенку избежать ощущения стыда или испуга, если это произойдет, к примеру, в школе. Для мальчиков можно разработать стратегию действий в таких ситуациях: уронить что-то и сделать вид, что поднимаешь, прикрыться тетрадкой и т.п. Для девочек можно предложить носить с собой прокладку.
Принципы «взрослых отношений».
Взросление – это не только физический и физиологический, но еще и психологический процесс. Подростки часто считают себя взрослыми, и любят подчеркивать это внешними атрибутами. Есть те, кто вступает в половую жизнь, считая ее показателем взрослости или желая приобрести «авторитет» среди сверстников. Важно обсудить с подростком вопросы готовности и желания.
Готовность физиологическая наступает минимум через 3-8 лет после первых поллюций у мальчиков и формирования цикла у девочек. Поэтому торопиться из любопытства – не лучшая затея. Что касается желания, то его обоюдность (добровольность) — обязательное и важнейшее условие. Об этом условии можно говорить и в более раннем детстве фразами вроде: «когда они вместе решили», «только если оба хотят» (не забываем: «Когда они стали взрослыми…»)
То же касается и безопасности (защищенности). Если у ребенка уже есть представление о принципе и последствиях полового акта, будет несложно объяснить ему, зачем нужны средства предохранения и какие они бывают.
Безопасность в Интернете.
Современные технологии предоставляют как новые возможности в отношении получения и распространения информации, так и новые риски. Для ограничения возможностей ребенка просматривать «взрослый» контент, существует ряд программ родительского контроля. Кроме того, если ребенок, имеющий представление о вопросах пола, случайно увидит порно-ролик и расскажет об этом – будет несложно объяснить ему, насколько увиденное им далеко от реальной жизни. Ведь, в сущности, видео подобного формата – жанр фантазийного кино.
Еще одной проблемой для детей и подростков в Сети являются нарушения условий приватности в социальных сетях, в т.ч. угрозы опубликовать откровенные фото или видео ребенка. В ряде случаев подобных материалов не существует вовсе, но сам факт угрозы может вызвать реакцию паники и соглашательства. Кроме того, угрожающие таким образом часто пугают «жертву» наказанием, если она кому-либо что-то расскажет.
В этом случае важно помнить: 1 – как сами угрозы, так и действия, которыми угрожают в данном случае – нарушение УК РФ, и требует обращения в Правоохранительные органы; 2 – сообщение третьим лицам данных, паролей доступа персональных аккаунтов подвергает ребенка риску. Поэтому базовым правилом Сетевой безопасности является сохранение секретности ключей доступа и своевременная их смена, в случае подозрительной активности.
И снова про первую реакцию.
В подростковом возрасте ребенок открывает для себя много нового и непонятного для него самого – у него еще нет представлений об оценке его открытия со стороны общества, в т.ч. от самых близких людей. В то же время такие открытия кажутся необыкновенно значимыми и непреходящими. Это вопросы первой влюбленности, первого поцелуя, первого опыта и пр.
Резкая негативная реакция напугает подростка, либо поставит в оппозицию к родителям (как часто в этот период можно слышать от подростка «Меня никто не понимает»). Это же правило касается и вопросов определения половой идентичности, вопросов гомосексуальности. Иногда за гомосексуальность принимают тесную дружбу и душевную близость с человеком своего пола, а это не такая уж редкость, тем более в чувствительно-обостренном подростковом возрасте. И если вы научились не ронять предметы из рук и не возвышать голос до крика, то ваш ребенок, может быть, скажет вам, о своей личной сексуальной жизни, а, возможно, задаст вопрос, спросит совет.
Важное умение для родителя – оставаться на стороне ребенка, даже если Вы не согласны с его мнением, решением. Пожалуй, особенно это касается отношений с подростком. Ведь часто именно в подростковом возрасте ребенок стремится отстоять свою взрослость, которая может выражаться в весьма сомнительных проявлениях.
Такая позиция поможет сохранить доверительные отношения с ребенком и сформировать пространство для совместного обсуждения принятых решений и произошедших событий.
Психолог отдела экстренной психологической помощи ФКЦ Родионова Евгения
Примеры литературы (для родителей) по теме:
- «Я подросток. Краткий курс выживания», Лия Шарова
- «Уже не ребенок, еще не взрослый», Евгений Кащенко, Анна Котенева
- «Как говорить с детьми о сексе», Лидия Пархитько