Половое воспитание для самых маленьких. Часть 3

В понятие «половое воспитание» входит формирование у ребенка представления о различиях между мужчинами и женщинами, о том, откуда берутся дети, о физических и физиологических свойствах человеческого тела, а также об отношениях между мужчинами и женщинами.

Понимание и применение родителями правил полового воспитания способствует развитию у ребенка позитивного отношения к себе, своему телу, к себе как личности, а также помогает выстроить границы личностного взаимодействия – не допустить нежелательных, опасных действий в отношении к себе.

Вопрос о защите от другого ребенка.

Когда вопрос касается защиты ребенка от сексуализированной агрессии (пусть и не сознательной) со стороны другого ребенка – самое время повторить с ребенком правила P.A.N.T.S. Ребенок часто может не верить, что его друг\подруга ведут себя таким образом, что стоит вспоминать о правилах защиты.

Второй вопрос, что делать с другом/подругой маленького ребенка, у которого не по возрасту развит интерес к сексу? В первую очередь, не закрывать на это глаза и защитить своего ребенка. Если вы в хорошем контакте с родителями друга/подруги, то стоит поговорить с ними, чтобы они осторожно поговорили со своим. Может быть, ему просто не хватает информации или он застал родителей за половым актом и решил, что папа делает маме больно (т.е. стал свидетелем насилия). Если такой разговор невозможен, то или следите, чтобы дети играли у вас на глазах или с вами, или – прерывайте общение.

Когда нужна помощь специалиста:

  • если вы почитали книги и объяснили, а интерес к этой теме остался;
  • если ребенок, несмотря на объяснения и запреты взрослых, все равно пытается поцеловать, прикоснуться «по-взрослому»;
  • если играют не просто в маму-папу, которые лежат под одеялом, а пытаются именно совершить проникновение

 Как правило, так бывает, если ребенок получил чрезмерную информацию в недетской, пугающей форме, либо ребенок пережил сексуальное посягательство. Переживания такого рода дети часто просто не могут выразить словами, поэтому «отыгрывают» в поведении. Другой вариант причины подобного поведения – неврология, т.е. действия ребенка, направленные на сбрасывание нервного напряжения. Еще один вариант неврологических проявлений – детская мастурбация. Она не связана с эротическими переживаниями (как в случае с взрослой формой). Для ребенка – это способ сбрасывания нервного напряжения, такой же как сгрызание ногтей, сосание пальца и проч. Поэтому, в первую очередь, ребенка нужно показать хорошему неврологу и выслушать рекомендации специалиста.

О доверии и первой реакции.

Если вы говорите ребенку: «если что-то случится — рассказывай мне», а потом, услышав: «Мы с Машей играли, разделись и лежали голыми», — роняете все из рук и переходите на крик — в следующий раз ребенок ничего не расскажет. При том, что дети лет до 9 часто имитируют какие-то увиденные где-то (интернет, телевизор и пр.) сценарии поведения, не вкладывая в них того смысла, который вкладывают взрослые.

Поэтому, какова бы ни была ваша первая реакция на то, что Вы услышали от ребенка, прежде чем среагировать – сделайте паузу. Реакция родителя – это не только вопрос доверия в отношениях с ребенком, но и вопрос формирования самооценки и самопринятия ребенка.