Половое воспитание для самых маленьких. Часть 2

В понятие «половое воспитание» входит формирование у ребенка представления о различиях между мужчинами и женщинами, о том, откуда берутся дети, о физических и физиологических свойствах человеческого тела, а также об отношениях между мужчинами и женщинами.

Получение своевременной и доступной информации из надежного источника (от родителей), позволит защитить ребенка от риска психо-эмоциональной  травмы:

  • из-за получения чрезмерной информации в недетской, непонятной ребенку форме;
  • из-за ситуации, когда ребенок стал свидетелем полового акта, не имея представлений о вопросах пола.

 «Возраст почемучек» (2 – 5 лет)

Самый ранний период, когда ребенок начинает задавать массу вопросов – от 2-х — 5-ти лет. Ребенок нуждается в общих представлениях обо всем, что попадает в зону его внимания. Обычно именно в этот период ребенок интересуется, откуда он взялся? Чем отличаются мальчики от девочек? Откуда берутся дети?

К возрасту 2-х лет ребенок уже вполне освоился со своим телом, знает названия частей тела и их назначение. Однако часто исключение составляют половые органы.

«Возраст почемучек» — подходящий период для разговора о правилах P.A.N.T.S.  и для формирования первичных представлений о различиях полов и рождении детей.

Так как задача полового воспитания — сформировать правильные представления у ребенка (с учетом психологических особенностей возраста), то разговоры об аистах и капусте скорее запутывают, чем помогают малышу разобраться. А вот ответ «из маминого живота» правдив.

Скорее всего маленький почемучка захочет узнать, как ребенок туда попал?

Малыша интересует общий принцип, поэтому бывает достаточно объяснить, что чтобы получился ребенок, нужна клетка (частичка, семечко сперматозоид и т.п.) папы и клетка мамы, которые объединяются и в животе у мамы вырастают в ребенка.

Также малыш может уточнить, каким образом клетка (частичка, семечко, сперматозоид и т.п.) папы попадает в живот мамы? И это подходящий момент, чтобы рассказать малышу о различиях между мужским и женским: как у людей, так и во всем животном мире, а также о том, как выглядят и как называются мужские и женские половые органы.

Использование настоящих названий мужских и женских половых органов поможет, с одной стороны, проще рассказать о самом половом акте, с другой – обозначить те области, к которым никто не должен прикасаться (правила P.A.N.T.S.)

Говоря о половом акте, важно подчеркивать, что это прерогатива взрослых людей: «когда они вырастают», «когда становятся взрослыми» и т.п.

В возрасте от 2-х – 3-х лет для лучшего понимания предмета разговора рекомендуется использовать наглядный иллюстрационный материал. Кроме того, существует достаточно большое количество литературы для детей по тематике полового воспитания, где как текст, так и иллюстрации подобраны в соответствии с возрастом ребенка

Если вопрос вашего малыша поставил Вас «в тупик» и Вы не знаете, как на него ответить прямо сейчас, то Вы можете прямо сказать, что Вам нужно немного времени для подготовки ответа. Но даже если малыш забудет о том, что спрашивал, обязательно вернитесь к разговору позднее.

Примеры литературы по теме:

  • «Интимный ликбез с родителями и без» Юлии Ярмоленко
  • «Мое удивительное тело» Рут Мартин и Аллана Сандерса
  • Энциклопедия «Откуда я взялся?» Вирджинии Дюмон