Половое воспитание для самых маленьких. Часть 1

Не существует универсальных правил о том, в каком возрасте и в какой форме проводить с ребенком беседы по половому воспитанию, это зависит от традиций и правил семьи, от самого ребенка: его характера, потребностей и интересов. Условно можно выделить 2 этапа развития ребенка, в которых половое воспитание будет иметь различные цели: доподростковый и подростковый.

Цель полового воспитания в доподростковый период:

  1. защита от возможных домогательств – ребенок должен понимать, что можно позволять в отношении к себе, а что нельзя и как действовать в подозрительных ситуациях.
  2. получение своевременной и доступной информации из надежного источника (от родителей), которая защитит ребенка от риска психо-эмоциональной травмы.

Общие правила защиты ребенка от домогательств

«Запретные» темы всегда имеют свою мифологию. И, прежде, чем приступать к обсуждению правил, важно развенчать существующие мифы.

Миф 1: «Это редкость, нас это никогда не коснется»

Существуют данные, в соответствии с которыми каждый пятый ребенок подвергается сексуализированному[1] насилию в той или иной форме. При этом каждый третий малыш, подвергшийся домогательствам, никогда об этом не расскажет. Эта статистика говорит о том, что, к сожалению, проблема домогательств в отношении детей – не редкость, она может коснуться каждого.

Миф 2: «Насильники – психически больные люди»

Распространенной ошибкой в отношении сексуальных домогательств к ребенку является представление, что насильники – чужие, психически больные люди.

По данным Британского онлайн-центра защиты детей от эксплуатации CEOP, в 58 % случаев насильником ребёнка становится член семьи, в 32 % — знакомый, но не член семьи и только в 10 % — чужой человек.

Поэтому своевременный, соответствующий возрасту разговор о сексуальности, который включает Правила защиты, может спасти ребенка от домогательств.

Правило трусиков («pants») ― по англоязычной аббревиатуре P.A.N.T.S. Она составлена из первых букв пяти основных правил, которым родители должны обучать детей, начиная с двух-трёхлетнего возраста:

  1. (Privates are private) ― интимные части тела принадлежат только тебе.

Учите ребенка: части тела под нижним бельём можно позволять смотреть и трогать ТОЛЬКО родителям и врачу в исключительных случаях (гигиенические процедуры до определённого возраста, врачебный приём).

Объясните ребенку, что плохо, если кто-то осматривает их половые органы или их касается, или просит их посмотреть на половые органы другого человека или коснуться их.

  1. A. (Always remember your body belongs to you) ― помни, что ТОЛЬКО ТЫ можешь распоряжаться своим телом и никто другой не имеет права что-либо делать с ним.

Ребенок имеет право отказать в прикосновении любому самому близкому родственнику (например, объятьям бабушки, поцелую тети). Нельзя ломать его представления о своих границах, принуждая к тесным телесным контактам против воли ребёнка. Так создаётся возможность агрессивного вмешательства в его личное пространство.

  1. N. (No means no) ― «нет» означает запрет.

Детей нужно учить:

-сразу и твердо говорить «нет»

-сообщать о случившемся тому взрослому, который пользуется доверием ребенка

  1. T. (Talk about secrets that upset you) — поделись секретами, которые тебя тяготят.

Следует объяснить малышу, что секреты бывают хорошие и плохие (когда взрослый человек совершил неприятные действия и назвал их «нашим маленьким секретом»). О плохих секретах надо всегда рассказывать близким.

Основная тактика тех, кто занимается сексуальными домогательствами, — делать акцент на секретность, тайну между ним и ребенком, о которой нельзя сообщать никому больше. Поэтому так важно научить детей различать хорошие и плохие тайны и создавать атмосферу доверия.

Плохой секрет —  это тайна, которая вызывает у ребенка подавленность, дискомфорт, страх или отчаяние.

  1. S. (Speak up, someone can help) — расскажи правду, и тебе помогут.

Родители должны поощрять детей в том, чтобы они делились с ними плохими тайнами.

Ребёнок должен быть уверен, что близкие люди не станут наказывать его за плохие тайны или использовать эти тайны (или другие откровения ребенка) против него. Заранее надо обсудить с малышом, кому можно доверить секреты (кроме членов семьи, непосредственно проживающих с ребенком) ― воспитательнице, учительнице, тете. Взрослые должны гарантировать, что рекомендуемые ими люди окажут помощь.

Если же Вы подозреваете, что ваш ребенок подвергся домогательствам, очень важно не сердиться на ребенка, не обвинять и не допрашивать – такие реакции напугают ребенка. В такой ситуации ребенок первый нуждается в принятии, чувстве безопасности и успокоении. Важно сохранять спокойствие –дети тонко чувствуют реакцию взрослого и легко могут закрыться в себе. Мягко расспросите ребенка, что произошло, кто участвовал в ситуации, как она развивалась. Будьте на его стороне.

Обратитесь к тому, кто может помочь: полицейский, врач, психолог и т.д.

Психолог отдела экстренной психологической помощи ФКЦ Родионова Евгения

 


[1] Действия, которые относятся к сексуализированному насилию (в соответствии с законодательством РФ):

совершение с ребёнком полового акта в любых формах; сексуализированные прикосновения к половым органам и к телу ребёнка руками, другими частями тела или с использованием каких-либо предметов; принуждение ребёнка к совершению сексуализированных действий в отношении взрослого; демонстрация ребёнку порнографии, отправка ему сообщений и изображений сексуализированного содержания; вовлечение ребёнка в создание порнографических материалов или занятие проституцией; изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями детей.

Уголовная ответственность по статьям 131−135, 240, 240.1, 241, 242.1, 242.2 УК РФ. Чем младше пострадавший ребёнок, тем строже предусмотренная законом ответственность.