Ошибки — это нормально или плохо? Большинство школьников считает, что плохо. И что от них нужно избавляться как можно быстрее. А ещё лучше — не ошибаться вообще никогда.
Концентрируясь на ошибках, мы обретаем целый ряд сложностей.
- Преуменьшаем собственные успехи. А это приводит к падению мотивации и отбивает интерес к учёбе в целом. Появляются мысли, что «нет способностей», «не дано» или «для этого нужен талант».
- Всеми силами стараемся избежать повторной ошибки, поэтому мозг пытается запомнить все варианты, которые были неправильными. А если ошибка закрепляется сильнее, чем правильный вариант, то память может сильно сбоить, так как не может точно определить, что верно, а что нет.
- После одной ошибки может появиться страх перед ошибками и желание ничего не делать, чтобы не ошибаться — это называется парадоксом перфекционизма.
А если предположить, что ошибки могут быть инструментом , который открывает новые возможности для развития?
- Очень важно увидеть и понять, что совершать ошибки не критично и не зазорно. Главное найти в себе силы и попробовать ещё раз.
- На ошибках можно учиться анализировать свои действия. Анализ помогает предотвратить подобные ошибки в будущем.
- Признание ошибки позволяет развивать и тренировать критическое мышление, помогающее увидеть ситуацию под другим углом и найти более эффективное решение в следующий раз.
- Принятие своих ошибок является признаком взросления. Оно означает, что человек может взглянуть правде в глаза и взять на себя ответственность за ошибку.
- Любая ошибка может дать возможность найти нестандартный способ её решения. Такой подход развивает креативное мышление и не позволяет унывать.
- Собственные ошибки позволяют понять окружающих, которые тоже неидеальны, дают почувствовать их эмоции и учат относится к ним более снисходительно.
- Каждый промах можно рассматривать как возможность отойти от привычного алгоритма действий и посмотреть на мир по-новому.
Из всего вышеизложенного можно вывести, что совершать ошибки — значит, развиваться интеллектуально и социально, выходить за рамки стандартного мышления и получать новый интересный опыт.
А напоследок хочу привести высказывание знаменитого физика А. Эйнштейна, который считал, что: «Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое».
Психолог отдела экстренной психологической помощи ФКЦ Носова Л.Е.