Проблема подростковой наркомании глазами психолога

  • Распространение наркомании является в настоящей момент одной из наиболее серьезных проблем, с которыми столкнулась наша страна. Так, по данным руководителя Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, на 2010 год наркоманами является около 2% (!) трудоспособного населения России[1], а марихуану употребляют в России около 3 млн. человек[2].В ситуации широкого распространения наркотиков в обществе у многих родителей возникают опасения за будущее своих детей.  Чтобы уберечь своего ребенка от этой страшной опасности, важно обладать знаниями о том, как развивается наркотическая зависимость и что можно сделать для предотвращения знакомства ребенка с наркотиками.

    В данной статье будут рассмотрены наиболее важные сведения о психологии наркотической зависимости, а при необходимости изучить эту тему более глубоко, читатель может обратиться к дополнительной литературе, приведенной в конце статьи.

    Что такое зависимое поведение?

    Употребление наркотиков является одной из форм зависимого поведения, которое характеризуется непреодолимым влечением человека к тем или иным объектам живой или неживой природы, позволяющим ему уйти в искусственный иллюзорный мир.

    В основе зависимого поведения лежит желание изменить свое психическое состояние и избежать переживания отрицательных эмоций. Эта цель может быть достигнута множеством способов, некоторые из которых (в том числе употребление психоактивных веществ) являются опасными, так как вызывают привыкание.  Возникновение зависимости связано с тем, что эйфорическое состояние возникающее в результате искусственного воздействия на психику, фиксируется и начинает доминировать в сознании, постепенно становясь его центральной идеей.

    Постепенно изменение психического состояния с помощью тех или иных искусственных объектов становится основным, а затем и единственным способом снятия эмоционального напряжения и преодоления отрицательных эмоций.

    Как развивается наркотическая зависимость?

    Причины, которые заставляют молодого человека попробовать наркотик первый раз, могут быть самыми разными: из любопытства, из «солидарности» с компанией друзей, для того, чтобы расслабиться, отвлечься от повседневных проблем, испытать новые неизвестные ощущения и т.д.

    После первого соприкосновения с наркотиком возникает желание повторить этот опыт. Постепенно формируется психическая зависимость, сущность которой в том, что человек перестает чувствовать себя комфортно в жизни и справляться с трудностями без приема наркотика.

    На следующем этапе к психической добавляется и физическая зависимость, которая заключается в постепенном встраивании наркотика в различные цепи обменных процессов в организме. Если наркоман не принимает соответствующее количество наркотика, то он испытывает различные по степени выраженности физические страдания.

    По мере развития физической зависимости организм «привыкает» к воздействию наркотика, и наркоман начинает нуждаться во все больших дозах для стабилизации своего эмоционального состояния.

     

    Что можно сделать, чтобы снизить риск развития наркотической зависимости у ребенка?

    Как показывают психологические исследования, почти во всех семьях подростков, употребляющих наркотики, нарушены отношения между родителями и детьми. Эти нарушения могут быть связаны как с чрезмерно жестким и авторитарным воспитанием, так и, наоборот, с попустительским отношением к воспитанию и пренебрежением нуждами ребенка.

    Поэтому для предотвращения развития у ребенка наркотической зависимости наиболее важным является создание в семье благоприятной атмосферы, в которой ребенок имел бы возможность удовлетворить свои потребности и чувствовал бы себя защищенным. В этой ситуации психическое состояние ребенка, скорее всего, будет комфортным и стабильным, и потребности искусственным образом справляться с отрицательными эмоциями у него не возникнет.

    Кроме того, для предотвращения развития наркотической зависимости важно сформировать у ребенка навык постановки и достижения целей. Нужно научить ребенка, что не все желания могут быть удовлетворены немедленно и что для их осуществления необходимо приложить труд.

    Большое значение имеет также информирование ребенка о влиянии  алкоголя и различных видов наркотиков на организм. При этом давать такую информацию лучше в 6 – 7 классах, когда у ребенка проявляется максимальный интерес к познанию окружающего мира.

    В подростковом возрасте ребенок активно ищет себя в различных видах деятельности. В этот период влияние родителей на развитие ребенка особенно велико. Если родители смогут предложить ребенку интересные для него способы самореализации, помогут ему найти себя в различных видах творчества, развить сферу своих интересов и увлечений, то интерес к наркотикам со стороны ребенка, скорее всего, будет минимальным.

    Отметим также, что все перечисленные выше способы предотвращения развития наркотической зависимости не будут действенны, если сами родители своим поведением демонстрируют противоположный пример. Дети более восприимчивы к поведению родителей, чем к их словам. Например, если ребенок видит, что в семье алкоголь используется, как способ снятия стресса, то вероятность, что в будущем он сам начнет снимать накопившиеся напряжение таким образом, возрастает.