Советы психолога

Что делать, если подросток совершает самоповреждения?

На детский телефон доверия обращаются дети, в особенности подростки от 12-16 лет, склонные к аутоагрессивному поведению.  Подростки демонстрируют аутоагрессивное поведение, в частности это может проявляться в таких увлечениях подростка, как паркур, бейсджампинг или зацепинг. Аутоагрессия — поведение подростков, направленное на нанесение ран самому себе.

Перечислим перечень самоповреждений, который может наносить подросток в процессе аутоагрессии:

  • Пирсинг, татуировки и перфорация различных частей тела с помещением туда посторонних предметов (создание тоннелей).
  • Расчесывание швов, родинок, ран, язв. Действия непрерывного и навязчивого характера, например, обкусывание до крови ногтей и губ, теребление мочек ушей, щипание и чесание кожи, вывихи пальцев и т. д.
  • Самопорезы. Битье головой, ногой или кулаком о стены или мебель, самоизбиение. Уколы подручными средствами: гвоздями, проволокой, ручкой и т. д.
  • Ожоги окурками сигарет или нагретыми на огне предметами.
  • Расстройство пищевого поведения (анорексия, булимия).
  • Злоупотребление алкоголем и прием психостимулирующих препаратов.

Перечислим причины аутоагрессивного поведения у подростков:

  1. Конфликты подростка с родителями, дисгармония взаимоотношений в семье.
  2. Неуспеваемость подростка в школе.
  3. Трудности взаимоотношений со сверстниками, наличие конфликтов со сверстниками.
  4. Сложности во взаимоотношениях с противоположным полом.
  5. Наличие депрессии у подростка и переживание чувства вины.
  6. Несформированное понимание подростком смерти.
  7. Переживания подростком чувств обиды, одиночества, отчужденности.
  8. Желание подростка привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от решения проблем.
  9. Избавление подростка от чувства опустошенности, депрессии, чувства нереальности происходящего.
  10. Снятие эмоционального напряжения.
  11. Желание подростка ослабить эмоциональную боль (когда эмоции слишком сильные, с ними не получается бороться, от физической боли становится легче) [2].

Рекомендации родителям в случае обращения на тему самоповреждения у подростков.

  1. Рекомендуется родителям уделять ребенку больше внимания, больше хвалить.
  2. В присутствии ребенка не высказывать мыслей о самобичевании.
  3. Больше говорить ребенку о своих чувствах и переживаниях.
  4. Рекомендуется родителям оказывать поддержку ребенку в ситуациях, когда подросток встревожен или чувствует себя неуверенно.
  5. Рекомендуется родителям в беседе с психологом обсуждать, как возможно улучшить отношения с подростком, который склонен к деструктивному поведению, в частности, к членовредительству. В связи с тем, что взаимосвязь между отношениями подростка с родителями и склонностью к членовредительству прослеживается многими исследователями.
  6. Родителям для построения доверительного контакта с ребенком рекомендуется обращение к специалисту в очные психологические службы или в службу ДТД для консультации.
  7. В связи с тем высок риск совершения суицида у подростков, склонных к деструктивному поведению, необходимо обращение к очным специалистам.

Рекомендации детям и подросткам, в случае обращения на тему самоповреждения.

  1. В ситуациях, когда подростку необходимо получить психологическую помощь и поддержку, рекомендуется обращение в службу ДТД.
  2. Если подросток, находясь в стрессовой ситуации, прибегает к деструктивному поведению, в частности, к членовредительству, ему необходимо обращаться к психологам в службу ДТД.
  3. В случаях, когда подросток чувствует себя одиноко и не может справиться с негативными переживаниями и тревожностью, также очень важно обсуждать с психологом способы конструктивного преодоления случаев аутоагрессии.
  4. Также рекомендуется, если подросток замечает у себя симптомы, связанные с самообвинением, то это может свидетельствовать о пониженной самооценке подростка, над которой нужно работать со специалистом очно либо обратившись в службу телефона доверия.

В разговоре с подростком психолог ДТД поможет выработать и обсудить конструктивные способы снятия эмоционального напряжения и конструктивные реакции на стрессовые ситуации, не прибегая к самоповреждению. В случае, если подросток сможет преодолеть тревожные и депрессивные ситуации, то закрепится адекватное реагирование на ситуации стресса в будущем.

Галкина Е.Н.
Педагог-психолог
Центр Экстренной психологической помощи
Детский телефон доверия
МГППУ, Москва, Россия

Что делать, если ребенок перестал слушаться?

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему мой ребенок периодически вообще перестает слушаться, делает назло и с ним вообще невозможно договориться? Мы с мужем никогда строго не наказывали детей, вообще старались не проявлять агрессию в их присутствии, все конфликты решали словами, объясняли, что правильно и почему.

Ответ психолога: Вы очень стараетесь быть мягкими и уравновешенными со своими детьми. Но, дело в том, что чрезмерная мягкость со стороны родителей не всегда полезна. Она может усиливать у ребенка чувство тревоги, неопределенности и потребность в прояснении правил и границ. Это часто выражается в плохом поведении и усиленном нарушении родительских запретов. Для обретения чувства безопасности ребенку важно четко представлять, где проходит грань между «можно» и «нельзя». В этом случае, когда ребенок переступает границы, бывает полезно проявить строгость, четко обозначить правила и границы поведения с применением, в случае необходимости, адекватного наказания.

Сергей Чаплыгин,
психолог ДТД

Что делать, если ребенок взял чужую вещь?

1. Постарайтесь разобраться, этот поступок был случайным или целенаправленным.

2. Важно пояснить ребенку разницу между понятиями «свое» и «чужое», почему чужое брать нельзя.

3. Помогите ребенку вернуть вещь хозяину, обязательно пойдите вместе с ним, поддержите его морально.

4. Ребенок должен усвоить правило, прежде чем взять чужую вещь, следует попросить разрешение у хозяина.

5. Учите отличать общественную собственность от личной.

6. Приучайте к ответственности за свои поступки. Побуждайте к тому, чтобы ребенок своевременно признавал собственные ошибки, пытался исправить ситуацию, а не тогда, когда его уличат в воровстве другие люди.

Что делать, если ребенок ленится?

1. Постоянно поясняйте, почему человек должен уметь трудиться. Демонстрируйте негативное отношение к лени, безделью.

2. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, иначе он может и в дальнейшем использовать вас в качестве прислуги.

3. Позвольте ему действовать самостоятельно там, где это возможно. Например, спросите: «Ты бы хотел накрыть на стол или лучше бы приносил посуду, пока я буду накрывать?»

4. Предлагайте ребенку посильную работу, определите круг его домашних обязанностей. Сделайте это так: «Ты у нас совсем большой, я могу тебе доверить вымыть пол, помыть посуду, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.».

5. Будьте последовательны в своих требованиях.

6. Приучайте доводить начатое дело до конца.

Что делать, если ребенок плохо учится?

Добрый день. У моего ребенка плохие оценки в школе, «3» практически по всем предметам, некоторые с натяжкой. Ребенка учеба совершенно не интересует. Все, что ей надо, это с утра до вечера смотреть мультфильмы по телевизору. Как заставить ее учиться? Помогите разобраться, в чем причина плохих оценок.

Существует три основные причины плохой успеваемости в школе: 

1). Нарушение развития мозговых структур, отвечающих за процессы обучения. В этом случае ребенок может нуждаться в помощи таких специалистов, как невролог, психиатр или нейропсихолог, которые смогут провести диагностику уровня развития ребенка и назначить необходимое лечение и коррекцию. Возможно, потребуется привлечение других специалистов, например дефектолога или логопеда.

2). В качестве второй возможной причины может выступать так называемая «пелагогическая запущенность», при которой ребенок лишен правильно организованной учебной среды и адекватного контроля за учебным процессом со стороны взрослых.

3). Третья причина плохой успеваемости кроется в эмоциональной сфере ребенка. Сюда относится нарушение социальной адаптации в школе, конфликты с одноклассниками и учителями, сильные стрессы в семье, например развод родителей или смерть близкого, смена школы, переезд, насилие и другие стрессовые факторы, лишающие ребенка возможности полноценно сфокусироваться на учебе. В этом случае ребенок нуждается, в первую очередь, в психологической помощи, направленной на оказание эмоциональной поддержки в трудной жизненной ситуации, помощь в переживании психологической травмы и развитии социальной адаптации.

Для установления точной причины нарушения успеваемости, особенно в случаях неситуативных, а длительных учебных трудностей, следует обратиться за помощью в окружную или районную ПМПК, в заседании которой принимают участие широкий круг специалистов, что обеспечит комплексный подход в выявлении причин и выработке средств оказании помощи ребенку.

Сергей Чаплыгин,
психолог ДТД

Что делать, если Ваш ребенок ушел из дома?

Из дома, из-под теплого родительского крыла постоянно убегают дети и подростки. Некоторым кажется, что такое случается только в неполных или проблемных семьях, многие считают, что их семьи это не коснется никогда. Но даже в самой успешной, в самой хорошей семье может произойти побег. Почему?

Надо отметить, что до семилетнего возраста дети дом не оставляют. Их психологическая зависимость от родителей еще очень сильна. Если малыш и оказался один на улице, то это скорее всего означает, что он просто потерялся или заблудился.

С наступлением школьного возраста психологическая зависимость слабеет, и уход из дома становятся возможен. Иногда основным побудительным мотивом становится потребность во множестве новых и ярких впечатлений. Ребенок, которому наскучило однообразие будней, вдруг может отправиться в далекие страны (чаще всего знакомые по ярким описаниям в приключенческой литературе). Подстегивают его и романтические примеры сверстников-бродяг, которыми изобилуют детские книжки и фильмы.

Гораздо чаще дети уходят из дома просто в поисках новых впечатлений, а также стремясь уклониться от школьных занятий, предъявляющих непосильные для них требования дисциплинированности и трудолюбия. Возвращенные домой, они нередко предпринимают повторные попытки ухода, влекомые неодержимым соблазном вольной жизни без всяких социальных ограничений. Такое поведение является результатом ошибок в воспитании, прежде всего недостаточного внимания родителей к потребностям и интересам ребенка. В большинстве случаев уход из дома это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни.

Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Для подростков типично стремление противопоставить свои суждения и вкусы взрослых. Обычно это ограничивается расхождением музыкальных и галантерейных пристрастий. Но нередки и более острые конфликты, когда уход воспринимается как манифест: ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно.

Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. В большинстве случаев побег из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, из которой дети не видят иного выхода.

Побеги из внешне благополучных семей могут быть связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей в учебе. Хроническая неуспеваемость ребенка, пренебрежительное отношение одноклассников порождает ощущение изоляции. Ребенок пытается демонстративно бесшабашным поведением компенсировать внутреннее напряжение, но это обычно приводит лишь к усилению педагогического давления. В данном случае от родителей требуется умение тактично, не подрывая авторитета школы, встать на сторону ребенка, уверить его в том, что он способен преодолеть возникающие проблемы.

Большая часть побегов длиться по времени не очень долго, и уже через несколько дней беглецы возвращаются домой. Но если даже такое событие произошло, то к этому тревожному сигналу надо отнестись со всей серьезностью. Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, которые не должен быть проигнорирован.

Нет нужды говорить о том, что предоставленный сам себе, ребенок легко подпадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Но даже если такой неприятности не случилось, уход из дома не проходит бесследно. Проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, попрошайничать, красть. Будет правильно, если в какой-то момент вы находясь на улице, укажете своему ребенку на жесткую реальность жизни детей, сбежавших из дому: голод, лишения, опасности.

Говорят: от хороших родителей не убегают. Наверное, хорошие родители это те, кто способен так построить отношения с ребенком, чтобы избавить его от разочарований.

 Что делать, если это случилось?

Во-первых, заявить в милицию о пропаже ребенка сразу же, как только вы поняли, что он не просто задержался где-то, гуляя, а действительно ушел из дома. А потом… Если ребенок все-таки хлопнул дверью, постарайтесь не обвинять его в бездушии. Для вашей семьи это сигнал объединиться, в центр общих разговоров поставить интересы ребенка, забыть обо всех личных неприятностях, а не набрасываться на свою половину со словами: «Это ты виноват(а), ты не воспитывал(а) ребенка так, как надо, все время занимался(лась) лишь своими проблемами и работой!».

Самой главной вашей задачей должен стать поиск ребенка. Ни в коем случае не впадайте в истерику – так вы не сможете сосредоточиться и сориентироваться в направлении поиска. Почему вашей кровиночке вдруг стало так неуютно возле вас? Может, что-нибудь изменилось в ваших отношениях не только с ребенком, но и между собой? Тогда надо обдумать, как оградить ребенка от взрослых проблем. Выработайте стратегию своего поведения при встрече с ним.

Чем страшен уход ребенка из дома как для него самого, так и для его родителей?

Ребенок может испытать дополнительное насилие (как физическое, так и сексуальное). Рано или поздно он начнет под давлением таких же, как и он сам, употреблять наркотики, курить сигареты, нюхать клей, употреблять алкоголь. А это обязательно повлечет за собой полную деградацию личности, так как разрушится гармония его интеллектуального, нравственного, физического, эмоционального и социального развития. Полноценно питаться ребенок тоже вряд ли сможет. Да и чтобы добыть себе какой-то кусок хлеба, ему придется пойти на кражу или воровство…

И потом, ведь не так-то просто выжить среди таких же беспризорников, как и он сам – срабатывает закон волчьей стаи, где выживает тот, кто сильнее.

Встретить ребенка надо умеючи

Встречать надо в зависимости от того, по какой причине ребенок ушел из дома. Если все же виноваты родители, им надо попросить у него прощения. Если ушел из дома ребенок-романтик, обязательно поговорите с ним и выясните, чего же ему конкретно не хватает. Ребенок может и не объяснить толком, почему так случилось, но по немногословным фразам, его реакции на ваши слова вы можете догадаться, что творится у него в душе. Не будьте ни судьей, ни атакующим. Внимательно выслушать и помочь – все, что от вас требуется. Можно пообещать ему пойти вместе в поход, но обязательно сдержите данное слово.

Можно ли подыгрывать ребенку, который решил испытать родителей «на прочность», встречать его так, как он того ожидает – с пирожками, извинениями? Если его справедливо наказали, а он решил таким образом отомстить, то этого допускать нельзя ни в коем случае, иначе он будет шантажировать этим родителей и дальше. Реакция должна соответствовать темпераменту ребенка, его умению понять, что от него требуют.

Если простить ребенка независимо от причины его ухода, – не значит ли это, что мы признали свое поражение? Большинство родителей выплескивают свои эмоции прямо у порога. А разве этот проказник не должен знать, что вы пережили? Пусть у него хоть совесть заговорит! Но это будет лишь проявлением вашего эгоизма. А как же, вы страдали, а он (она) – такой бездушный, бессовестный, ему все равно – «как об стену горохом»! Но единственное, чего вы этим добьетесь – снимете нервное напряжение, а ведь проблема-то не решится, наоборот, может усугубиться.

Человек, который возвращается, первым делает шаг навстречу. Простите своему ребенку, забудьте прежние обиды. Для истерзанного материнского сердца возвращение «блудного сына» – радость (жив-здоров, и это – главное!). В такие минуты трудно подобрать правильные слова, к тому же не каждому взрослому дано красноречие от природы. Руководствуйтесь не обидой, а любовью, как бы трудно вам ни было это сделать, подавите в себе гнев и раздражительность. Дайте ребенку понять, что он не зря вернулся домой, к вам. Это будет не только перемирием, но и шансом на поворот в ваших отношениях в лучшую сторону.

Не вступайте в перепалку с ребенком – страсти понемногу утихнут, и вы не сделаете и не скажете ничего такого, о чем могли бы потом пожалеть.

Мудрые родители не только должны выслушать претензии ребенка, но и выставить свои условия для того, чтобы всей семьей можно было бы достичь компромисса. Не пытайтесь решить эту проблему силовыми методами. Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут подальше вещи ребенка, запирают его в комнате, контролируют каждый его шаг. Драконовские меры лишь усилят его желание снова убежать из дома. Потом его будет очень трудно вернуть в семью.

Можно ли предупредить эту ситуацию?

 •    Многие капризы детей можно понять и принять, если знать психологическую подоплеку их поведения. У детей ведущим мотивом является игра, они никогда не уходят из дома всерьез. Чаще всего, они играют в побег, например, на Северный полюс или еще куда-нибудь.

•     Никогда не угрожайте ребенку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. Ребенок воспринимает любые подобные угрозы, как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, уходит сам.

•     Старайтесь вместе с детьми решать, как им проводить досуг. Если их свободное время заполнить  интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Малыш интересуется какими-то видами единоборств, плаванием – водите его в секцию. Все-таки, это намного лучше, чем беспризорный досуг.

•     Еще не поздно подружиться с собственным чадом. Для начала попытайтесь воспринимать его всерьез, ведь когда ему исполнится 12–14 лет, сделать это будет намного тяжелее. Разговаривайте с ним на равных: многие родители очень долго не могут перестроиться с «вытирания носа» на полноправное общение и понять, что имеют дело с почти взрослым человеком.

•     Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного к вам доверия. Выслушивайте ребенка всегда, особенно, если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес, как: «Я предупреждала тебя, что так получится!». Не отбивайте у ребенка желания советоваться с вами. И тогда с любой бедой, проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

•     Дерзость и нахальство со стороны ребенка – это тоже стремление к самоутверждению. Постарайтесь не драматизировать ситуацию, а переводить в шутку все его высказывания, старайтесь меньше обижаться, и помните – как бы малыш не критиковал ваши взгляды, вы для него – центр Вселенной. Поэтому, чтобы установить мир, начните с себя.

Что делать, если Ваш ребенок ворует?

Проблема воровства по мере роста ребенка усложняется. То, что в раннем детстве является случайным эпизодом, ошибкой, у подростков – уже осознанный шаг, а то и вредная привычка, девиантное поведение.

В младшем школьном возрасте ребенок попадает в ситуацию постоянного оценивания, и не только со стороны взрослых (в первую очередь, учителей), но и со стороны одноклассников. Их оценки постепенно становятся более значимыми, нежели обыкновенные школьные, а иногда важнее, чем мнение родителей. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие маленького человека, освоение социальных норм, закладывается моральная основа личности. Теперь все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, ребенок готов на многое. Особенно тот, у которого не все благополучно дома. Если родители вечно заняты, им нет дела до проблем ребенка и его интересов, если они холодно относятся к нему, отвергают его, то школьник еще активнее будет искать утешения вне семьи, а здесь уж как повезет, какая компания попадется.

К типу воровства младшего школьника можно отнести ситуации домашнего воровства, когда ребенок может украсть деньги или некую вещь, принадлежащую его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве. Такое воровство – своего рода сигнал об эмоциональном неблагополучии семьи, неудовлетворенности каких-то жизненно важных потребностей ребенка.

К сожалению, особенную тревогу у родителей вызывают только те случаи, когда воровство начинает выходить за пределы семьи. А ведь даже самый первый подобный проступок – повод задуматься: все ли в порядке, не испытывает ли маленький член семьи дискомфорт в родственном кругу? Анализ работы с ворующими детьми подтверждает, что в их семьях наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Такой ребенок либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он наблюдает отчужденность, даже враждебность между мамой и папой.

Младшие школьники берут то, что им очень хочется иметь в данный момент: красивый ластик или яркий карандаш. И еще то, что они коллекционируют: яйца-сюрпризы, вкладыши, наклейки. Для подростков 11-13 лет украсть что-то в магазине – значит продемонстрировать сверстникам свою смелость, независимость и пренебрежение к социальным нормам. Девочка может украсть лак для ногтей, который не очень даже и понравился, мальчик тайком выносит из супермаркета музыкальные диски, не обращая внимания на их содержание. В школе младшие подростки воруют какую-то вещь у одноклассника, чтобы проучить его за то, что услужлив с учителем, лучше учится или просто не такой, как все.

Чаще всего – это спонтанный поступок, а не расчетливая кража по меркантильным соображениям. Младшие школьники еще не способны предвидеть последствия действий, не понимают нравственного смысла нормы. Они не умеют представить переживания другого, когда тот лишается вещей. У подростков развиты чувства стыда и вины, но им еще трудно управлять своим поведением. Именно поэтому воровство всегда сопровождается ложью. Дети знают, что желание обладать сильнее страха родительского гнева. С помощью лжи они пытаются избежать наказания.

Даже если школьник украл впервые, нельзя принижать значение такого поступка, утешать себя мыслью, что все пройдет с возрастом. Но и забрать украденное со словами «Никогда так больше не делай» – значит подтолкнуть его к тому же еще раз. Нужно взять себя в руки – не кричать, не грозить милицией. В идеале он должен вернуть в магазин (или одноклассникам) украденное (или возместить его стоимость) и принести свои извинения. Необходимо дать возможность вернуть вещь самостоятельно. Важно, чтобы ребенок не только почувствовал стыд, но имел шанс исправить свой поступок. И не следует наклеивать ярлыков. Школьник взял чужое, но он не вор. Если же проступок повторяется неоднократно, это серьезный повод задуматься о том, что происходит в его отношениях со сверстниками или в его семье.

Золотое правило воспитания гласит: «Ругай наедине, хвали – при всех». Воровство – сор, который не следует «выносить из избы». Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет: иначе порочный поступок может действительно превратиться в суть личности: «Мама говорит – значит, я такой!» А в подростковом возрасте уже звучит вызов: «Да! Обманщик, вор! Ну и что?»

Одна из основных причин воровства в среднем и старшем школьном возрасте – отсутствие у детей денег на карманные расходы. В каждом возрасте у детей – свои запросы. В 1-3 классах всем хочется конфет в красивых обертках, жвачек, затем – разных игровых приставок, дальше – больше (вспомните, кому из нас в 9-10 классе не хотелось иметь джинсы?). Пусть эти всеобщие интересы и не всегда на пользу ребенку (вместо конфет и жвачек, конечно, полезнее фрукты и овощи), но родителям все же следует пойти у него «на поводу». Все эти периоды – жвачек, приставок и т. д. – быстро проходят, а вот чувство обиды за собственную ущербность (у всех есть, а у меня нет), желание обладать чем-то, во что бы то ни стало, могут привести к тому, что оставит след на всю жизнь – к краже.

Некоторые психологи утверждают, что причиной детского воровства может быть легкое отношение родителей к чужому труду (но это уже скорее вопросы психотерапевтов) или к мелким деньгам. Когда в доме постоянно разбросаны рубли и родители не устают повторять, что это не деньги, ребенок вскоре перестает ценить и тысячи. Он полагает, что все так относятся к деньгам, и потому вытащить у кого-то из кармана недостающую ему «мелочь» не считает преступлением…

Воровство в подростковом возрасте (12-16 лет) может быть связано с желанием получить острые ощущения, пережить авантюрное приключение, рискнуть.

Так, в литературе приводится пример разговора с трудным подростком Сережей Ф., которого поставили на учет в милиции за совершение целой серии краж. Сережа был «форточником». Открытая форточка служила ему дверью в чужие квартиры. Список украденных им вещей включал военный бинокль, пейджер, плеер, пару кроссовок, газовый пистолет. В общем, нельзя сказать, что Сережа обчищал квартиры.

– Неужели, – удивилась психолог, – все эти мелочи стоят того, чтобы позорить себя, родителей?

– Дело не в вещах, – махнул рукой Сережа.

– Тогда в чем?

Он оживился:

– Ну, понимаете, дух захватывает: лезешь – могут поймать, в квартире – хозяева прийти, потом выйти незамеченным – получится или нет?

– В общем, риск, да? – закончил психолог.

– Да! – подтвердил Сережа.

– Шел бы тогда в летчики лучше! – презрительно вставила Леночка, которая случайно услышала разговор.

Сережа опустил голову. Леночка ему очень нравилась.

Через месяц Сережа пошел учиться прыгать с парашютом, а потом поступил в летное училище.

Не стоит думать, что таких любителей приключений, как Сережа, единицы. Что заставляет мальчишек лезть в чужой сад за яблоками, когда в своем – ветки ломятся? Азарт, острые ощущения.

Следовательно, мотивы воровства могут быть самыми разными. Прежде чем осуждать, нужно понять причины. Свершившийся факт – еще не вина. Ведь есть случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг.

Приятели ловят на «слабо», взрослые запугивают угрозами. Сейчас в школах, как в криминальных кругах, есть такое понятие – «поставить на счетчик». Подходит к тринадцатилетнему подростку шестнадцатилетний и говорит: «Ты мне должен тысячу рублей. Не отдашь – каждый день будет капать процент». Таким образом, названная сумма неуклонно растет.

«Откуда же я возьму?!» – «У мамы с папой». Если жертва не отдает «долг», ее терроризируют и бьют. С этим явлением в школах бороться крайне сложно, поскольку ни учителя, ни родители ни о чем не подозревают: под страхом смерти жертвам запрещено жаловаться. Попадая в подобную зависимость, ребенок нередко начинает воровать: ему кажется, что, собрав необходимую сумму, он избавится от своих мучителей.

Какая бы беда ни случилась с ребенком, главное – не отворачиваться от него, дать ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дать такой шанс еще раз.

А.С.Макаренко в романе «Педагогическая поэма» рассказывает, как одному из своих воспитанников – прожженному вору и жулику – доверил получить огромную сумму денег за всю колонию. Он намеренно послал мальчишку за деньгами одного. Когда, измученный внутренней борьбой и соблазном, тот все-таки принес деньги и попросил их пересчитать, Макаренко ответил:

– Зачем? Я тебе верю.

Именно эта вера в своего ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасет его, убережет от рокового шага.

Четыре шага к прекращению воровства

Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше.

Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка

Шаг первый заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов:

— Что произошло?

— Где и когда это случилось?

— С кем был ваш ребенок?

— Почему он украл?

К сожалению, прямой вопрос «Почему ты это сделал?» ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: «Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?». Если не последует ответа, можно прямо спросить: «Ты взял ее?».
Важно запомнить два «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.

Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо

Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то,  что тебе не принадлежит, – очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить». Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.
Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика «нулевой толерантности». В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией

Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?». Ребенка постарше можно спросить: «Представь, что ты жертва воровства, – ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?».

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости

И последний шаг – убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание – потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.

Что делать, если ребенок манипулирует родителями?

Мой сын старается манипулировать родителями, давит на жалость, обвиняет в своих ошибках, устраивает публичные скандалы, лишь бы добиться своего. Как с этим быть? Как отучить его манипулировать?

Давайте в начале рассмотрим эту проблему от противного. Существует два способа, как можно научить своего ребенка психологически манипулировать окружающими:

1) Манипулировать им, тем самым обучая его манипулятивным моделям отношений;

2) Позволять ему манипулировать собой, будучи не в состоянии конструктивно противостоять его манипуляциям.

Манипуляции – это скрытая агрессия, способ незаметно получить контроль над чужим поведением и чувствами. Это «окольный путь», которым человек пытается добиться своего, когда действовать напрямую, открыто говорить о своих желаниях он не умеет или боится.

Здоровая противоположность манипуляций — прямота и открытость,  основанная на принципах уважения и бережности по отношению к чувствам своим и окружающих. Ей ребенок может научиться в семье. Когда вы открыто и прямо, притом с уважением реагируете на его манипуляции, он тоже учится действовать прямо. Тогда у ребенка складывается ощущение, что он имеет право на свои потребности и без помощи манипуляций, и в любом случае не имеет право «переступать черту», даже если использует все свои уловки.

Конечно, чтобы научиться так общаться нужно время и тренировка. В случае необходимости, для развития соответствующих навыков вы можете обратиться за консультацией в службу телефонного консультирования или пойти на очный прием к психологу.

Сергей Чаплыгин,
психолог ДТД

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.

Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя.
(Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).

  • Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «Дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.
  • Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость ребенок захочет расположить в одном месте).
  • Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:
    1. Что тебя может разозлить?
    2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
    3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
    4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
    5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
    6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
    7. Какие слова для тебя самые обидные?
    Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.

Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения.

1. Стройте вместе с ребенком «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.

2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.

3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.

4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.
Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).
Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций:

– чашка (в нее можно кричать);

– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);

– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);

– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);

– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);

– подушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.

Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!!!

5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).

6. Игра «Обзывалки».
Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.
Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не …), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.

Учите управлять ребенка своим эмоциями

  • Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
  • Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
  • Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».
  • Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.

Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Что делать, если Ваш ребенок агрессивен?

  • Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.)
  • Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
  • Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
  • Повышайте самооценку ребенка. Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.
  • Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
  • Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами! (“Надо беречь природу”, — говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”. “Драться нехорошо”, — говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”)
  • Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
  • За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему в глубь. Необходимо искать причину ее возникновения.

Как справиться с истериками ребенка?

Здравствуйте! Моему сыну 2,5 года и в последнее время он стал жутко упрямым. Чуть что не по нему — истерика. На все «нет», невозможно одеть, раздеть, покормить, погулять… Я понимаю, что это кризис 3-х лет, я читала об этом. Но это не помогает. Надо же как-то его пережить, иногда необходимо срочно одеться и выйти из дома, запретить есть конфеты в больших количествах, пойти из гостей домой. А это всегда через истерику. Не опасно ли это для нервной системы ребенка? Может, можно как-то смягчить, не доводить до истерик? Но как?!

Ответ психолога: Здравствуйте. Похоже, что вы вдумчивая и заботливая мама: даже рассказывая об истериках, беспокоитесь в первую очередь за ребенка, хотя многие мамы в такие моменты чувствуют, что им самим нужна помощь и поддержка. Может быть, вам тоже? Иногда наши дети своим поведением отражают те наши потребности, которые мы себе не позволяем. Помимо этого, конечно, вы правы — это кризис трех лет. В этот период капризы и истерики в том или ином количестве неминуемы, но если они происходят много раз в день и подолгу, то это и правда может вредить нервной системе и ребенка, и родителей, что тоже важно. Смягчить можно, если разобраться. Истерика, если понаблюдать, начинается в тот момент, когда начинается конфликт между тем, что хочет или не хочет ребенок, и тем, чего хотите или не хотите вы. Лучшая профилактика истерик — стараться решать конфликты как можно разнообразнее и интереснее. Если не критично — уступить ему. Если очень критично — твердо запретить, постараться не растягивать препирательства, и поддержать ребенка эмоционально, пока он будет переживать отказ (обнять, погладить, сказать, что понимаете как ему это было важно). Еще можно отвлекать, переключать внимание, договариваться, предлагать альтернативы и компромиссы, искать творческие решения, которые устроят всех. Тогда поводов для истерики должно стать поменьше. Ну а если уж она началась — крепитесь, дышите глубоко — кризис не вечен!

Сергей Чаплыгин,
психолог ДТД

Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

  • Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
  • Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
  • Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.
  • У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

Проблема подростковой наркомании глазами психолога

Распространение наркомании является в настоящей момент одной из наиболее серьезных проблем, с которыми столкнулась наша страна. Так, по данным руководителя Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, на 2010 год наркоманами является около 2% (!) трудоспособного населения России[1], а марихуану употребляют в России около 3 млн. человек[2].

В ситуации широкого распространения наркотиков в обществе у многих родителей возникают опасения за будущее своих детей.  Чтобы уберечь своего ребенка от этой страшной опасности, важно обладать знаниями о том, как развивается наркотическая зависимость и что можно сделать для предотвращения знакомства ребенка с наркотиками.

В данной статье будут рассмотрены наиболее важные сведения о психологии наркотической зависимости, а при необходимости изучить эту тему более глубоко, читатель может обратиться к дополнительной литературе, приведенной в конце статьи.

Что такое зависимое поведение?

Употребление наркотиков является одной из форм зависимого поведения, которое характеризуется непреодолимым влечением человека к тем или иным объектам живой или неживой природы, позволяющим ему уйти в искусственный иллюзорный мир.

В основе зависимого поведения лежит желание изменить свое психическое состояние и избежать переживания отрицательных эмоций. Эта цель может быть достигнута множеством способов, некоторые из которых (в том числе употребление психоактивных веществ) являются опасными, так как вызывают привыкание.  Возникновение зависимости связано с тем, что эйфорическое состояние возникающее в результате искусственного воздействия на психику, фиксируется и начинает доминировать в сознании, постепенно становясь его центральной идеей.

Постепенно изменение психического состояния с помощью тех или иных искусственных объектов становится основным, а затем и единственным способом снятия эмоционального напряжения и преодоления отрицательных эмоций.

Как развивается наркотическая зависимость?

Причины, которые заставляют молодого человека попробовать наркотик первый раз, могут быть самыми разными: из любопытства, из «солидарности» с компанией друзей, для того, чтобы расслабиться, отвлечься от повседневных проблем, испытать новые неизвестные ощущения и т.д.

После первого соприкосновения с наркотиком возникает желание повторить этот опыт. Постепенно формируется психическая зависимость, сущность которой в том, что человек перестает чувствовать себя комфортно в жизни и справляться с трудностями без приема наркотика.

На следующем этапе к психической добавляется и физическая зависимость, которая заключается в постепенном встраивании наркотика в различные цепи обменных процессов в организме. Если наркоман не принимает соответствующее количество наркотика, то он испытывает различные по степени выраженности физические страдания.

По мере развития физической зависимости организм «привыкает» к воздействию наркотика, и наркоман начинает нуждаться во все больших дозах для стабилизации своего эмоционального состояния.

 

Что можно сделать, чтобы снизить риск развития наркотической зависимости у ребенка?

Как показывают психологические исследования, почти во всех семьях подростков, употребляющих наркотики, нарушены отношения между родителями и детьми. Эти нарушения могут быть связаны как с чрезмерно жестким и авторитарным воспитанием, так и, наоборот, с попустительским отношением к воспитанию и пренебрежением нуждами ребенка.

Поэтому для предотвращения развития у ребенка наркотической зависимости наиболее важным является создание в семье благоприятной атмосферы, в которой ребенок имел бы возможность удовлетворить свои потребности и чувствовал бы себя защищенным. В этой ситуации психическое состояние ребенка, скорее всего, будет комфортным и стабильным, и потребности искусственным образом справляться с отрицательными эмоциями у него не возникнет.

Кроме того, для предотвращения развития наркотической зависимости важно сформировать у ребенка навык постановки и достижения целей. Нужно научить ребенка, что не все желания могут быть удовлетворены немедленно и что для их осуществления необходимо приложить труд.

Большое значение имеет также информирование ребенка о влиянии  алкоголя и различных видов наркотиков на организм. При этом давать такую информацию лучше в 6 – 7 классах, когда у ребенка проявляется максимальный интерес к познанию окружающего мира.

В подростковом возрасте ребенок активно ищет себя в различных видах деятельности. В этот период влияние родителей на развитие ребенка особенно велико. Если родители смогут предложить ребенку интересные для него способы самореализации, помогут ему найти себя в различных видах творчества, развить сферу своих интересов и увлечений, то интерес к наркотикам со стороны ребенка, скорее всего, будет минимальным.

Отметим также, что все перечисленные выше способы предотвращения развития наркотической зависимости не будут действенны, если сами родители своим поведением демонстрируют противоположный пример. Дети более восприимчивы к поведению родителей, чем к их словам. Например, если ребенок видит, что в семье алкоголь используется, как способ снятия стресса, то вероятность, что в будущем он сам начнет снимать накопившиеся напряжение таким образом, возрастает.

Литература по теме:

  1. Белогуров С. Популярно о наркотиках и наркоманах.
  2. Данилин А. Данилина И. Как спасти детей от наркотиков.
  3. Березин С. В., Лисецкий К. С. Психология ранней наркомании.

[1] Цитата по сообщению информационного агенства Балт Инфо: http://www.baltinfo.ru/2010/10/15/Glava-FKSN-podschital-rossiiskikh-narkomanov-i-afganskii-geroin-167301.

[2] Об этом глава ФСКН заявил в интервью газете «Известия». См: http://izvestia.ru/news/536594

Основные причины детской лжи?

Боязнь наказания – самый распространенный мотив лжи. Если малыш случайно что-то испортил и за этим последует наказание, он непременно будет искать способы скрыть проступок. Если ребенок очень часто прибегает к этому способу, родителям стоит обратить на это внимание. Можно доходчиво объяснить ребенку, что после того как он что-то испортит нужно будет просто извиниться и убрать за собой. В этом случае необходимость лжи исчезнет.

Постоянные запреты. Если постоянно что-то запрещать ребенку, часто говорить «нельзя», то ребенок будет искать обходные пути для достижения цели, а это непременно будет ложь. Не говорите «нельзя» слишком часто, постарайтесь в одном предложении с этим ужасным словом говорить «можно». Противопоставляйте свои запреты, предлагайте альтернативные варианты. Например, «без меня нельзя брать фотографии, а со мной можно. Пойдем вместе посмотрим». Или пробуйте формулировать свои мысли подразумевая нельзя, но не произнося его. «Сладкое можно есть только после основных блюд». Объясните ребенку, что можно добиваться желаемого просьбой, выполнением определенных условий, тогда ложь станет просто бессмысленной.

Жажда превзойти кого-то. Большинство детей дошкольного возраста имеют завышенную самооценку, это вполне нормально. Это позволяет пытаться идти вперед и учиться новому. Но уже при достижении пяти лет взгляды на мир меняются и становятся более реальными. Малыш, уже осознавая свои возможности, пытается показаться лучше, сильнее, взрослее, чем это есть на сегодняшний день. И тут начинается некоторое хвастовство. Задача взрослого в данном случае рассказать малышу о том, что все дети особенные. Кто-то хорошо катается на коньках, а кто-то лучше всех читает стихи или рисует. Поэтому стоит говорить только про настоящий вариант, иначе, кто-то узнает, что все сказанное неправда, будет очень неловко.

Патологическая ложь. Она довольно редка в своих проявлениях. Склонность к такому поведению может появиться довольно рано. Однако ученые склонны считать, что такими лжецами должны заниматься психиатры. Но не стоит сразу причислять своего малыша к ряду таких людей. Все дети, не достигшие шестилетнего возраста, предпочитают сочинять небылицы, нежели рассказывать правдивые истории. Если эта история не подразумевает корыстных целей, то это обычная фантазия, которая точно ни к чему не приведет.

Что делать, если вы обнаружили, что ребенок соврал:
— Не стоит паниковать. Спокойный анализ ситуации поможет найти правильное решение.
— Покажите ребенку, что прекрасно понимаете, что сказанное выдумка. Объясните малышу, в чем его ошибка, но не оскорбляйте и не ругайте ребенка.
— Пофантазируйте с малышом, что могло бы быть, если бы он не соврал вам, а сказал правду.
— Продемонстрируйте малышу, что ничего страшного бы не случилось, если бы ребенок сказал правду.
— Поищите причину этой лжи. Если вы сразу разберетесь в причине и устраните ее, то лжи больше не возникнет. Помогите ребенку разобраться в себе и больше не прибегать к запрещенным методам достижения цели.
— Постарайтесь не подавать дурной пример ребенку. Чтобы требовать чего-то от ребенка, стоит начать с себя. Не провоцируйте каверзными вопросами своего ребенка, это только распалит в нем желание врать.
— Не стоит паниковать лишний раз. Почти все дети проходят через этот период и становятся честными людьми, ничего не знающими о патологических лгунах.

И помните, что только родители способны помочь ребенку распознать границы лжи, фантазии и реальности. Доверительные отношения между родителями и детьми способны вывести фантазию в нужное русло и привить малышу образное мышление.

Как победить детское упрямство?

В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он упорно стремится обозначить границы себя. Ничего позитивного ему в голову пока не приходит, и он идет от противного: «Вы — так, а я — наоборот!» Или: «Только что я хотел так, а сейчас хочу наоборот!» Тем самым он подчеркивает, что его личность не просто отдельна, не просто суверенна, но и изменчива. Господа взрослые, подстраивайтесь!

Пресловутый «бес» называется утверждением своего «Я». Безусловно, этот период очень труден для родителей, но нужно запастись терпением и помнить, что, во-первых, он скоро пройдет, а во-вторых, он пройдет, не оставив дурных последствий, в том случае, если отнестись к нему с пониманием. Не сердимся же мы на детей, когда они капризничают при высокой температуре! Считайте, что у вашего ребенка повышен градус упрямства.

Каприз или ревность?
Иногда упрямство и капризы детей все же имеют серьезные основания, о которых взрослые могут даже не подозревать. И чаще всего такие капризы проявляются у старших детей в семье при рождении младших. И здесь, главное, не упустить момент и найти время для старших детей, даже если они, на ваш взгляд, не нуждаются в пристальном присмотре и внимании.

Что предпринять?
Градус упрямства у всех детей разный. Даже очень покладистые, кроткие дети в каких-то вопросах проявляют поистине ослиное упрямство. И его нужно уважать, как хрупкий оплот независимости и достоинства.
Пользуясь уже закрепившейся в характере ребенка привычкой противодействовать, «упираться рогом», постарайтесь направить эту привычку в иное русло. Пусть сопротивляется неблагоприятным обстоятельствам, пусть противостоит неудачам, пусть преодолевает преграды — как внешние, так и внутренние, — мешающие в достижении цели. Иными словами, упрямство можно превратить в упорство.
За внешним упрямством могут стоять самые разные мотивы; от неуемной жажды лидерства до болезненного страха или ревности. Постарайтесь понять, что беспокоит ребенка.

Как победить упрямство?
Если ребенок еще мал, чтобы победить его упрямство, достаточно продемонстрировать, что капризничая по пустякам, он многое теряет, лишает себя массы приятных вещей, а также подвергается опасностям. Разыграйте с его любимыми игрушками несколько небольших театральных этюдов или расскажите поучительную историю.

И помните, что вашему ребенку очень важна ваша любовь! Удачи вам!

Почему подросток не хочет учиться?

Подросток не хочет учиться – проблема, волнующая многих родителей. Подростки, находясь на стадии глубокого жизненного кризиса, испытывают трудности в процессе обучения, связанные с бурным в этот период физическим ростом и начавшимся половым созреванием.

Выделяют 4 глобальные причины, которые препятствуют нормальному ходу обучения подростков.

1. В подростковом возрасте наблюдается мощный гормональный взрыв. Процессы возбуждения в коре головного мозга протекают очень быстро, а процессы торможения, наоборот, очень медленно. В связи с чем, любая мелочь отвлекает, раздражает, заводит, а вот остановиться, сдержать себя подросткам непросто. Находясь в таком состоянии им трудно сосредоточиться на уроках. Если материал интересен ребенку – он его без труда запомнит и усвоит, если нет, то в голове у него ничего не задержится.

2. Бурный физический рост, из-за которого кости и мышцы растут неравномерно, вследствие чего все движения подростков становятся неуклюжими. Особенно нелегко мальчикам. У них в этом возрасте наблюдается повышенная хрупкость костей. Они чаще ломают руки и ноги. Очень высока и потребность просто лечь, растянуться на диване, придя домой. От родителей часто можно услышать: «Что разлегся, иди, делай уроки!».

3. Вслед за быстрым физическим ростом сердце порой не успевает расти. Оно начинает болеть, сердечный ритм временами убыстряется. Из-за недостаточно хорошо развитого сердца в головной мозг не поступает необходимое количество кислорода, в связи с чем, ребенок быстро устает, плохо соображает, как у мальчиков, так и у девочек могут случаться обмороки. Девочки – подростки часто страдают гипертонией (повышенным артериальным давлением). Чтобы помочь детям справиться с данными физиологическими особенностями, взрослым реже нужно говорить: «Нельзя идти гулять, ты еще уроки не сделал…Почему так долго шел из школы, опять с Сашкой гуляли…Нечего на перемене бегать на улицу, грязь только разносите!».

4. Из-за гормонального всплеска эмоции подростков сменяются так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То ребенку все интересно, он с радостью принимается за работу или уроки, то вдруг его все раздражает. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них изменчивость настроения связана с установлением менструального цикла.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:

— Подросток должен проводить в движении на свежем воздухе не менее трех часов в день. Именно в этот период времени ребенок оттачивает свою гибкость, пластичность движений, ловкость, координацию. Не ругайте постоянно, если он не может спокойно, не крутясь сидеть во время занятий, и норовит то и дело прилечь на диван.
— Спать должен подросток не менее 9 часов в день. Так как физиологическая нагрузка на организм в этот возрастной период весьма велика.
— Больше уделяйте внимания своему ребенку. Не ограничивайте ваше с ним общение вопросами типа: «Ты поел? Уроки все сделал? Какие отметки сегодня получил?». Подростки только делают вид, что родители им не нужны. На самом же деле советы, мнение, высказанные в дружелюбной форме и просто дружба очень важны и нужны ему.
— Большинство родителей хотят, чтобы их дети хорошо учились, ответственно выполняли все заданные на дом уроки. Но неразумная школьная нагрузка вынуждает подходить детей к урокам избирательно: какие-то просмотреть вскользь, какие-то сделать, какие-то пропустить, отложить…
Во избежании конфликтов, будьте весьма сдержанны и корректны в общении с подростком.
Воспитывая подростка, учитывайте тип его темперамента.
— Если подросток не слушается, ведет себя агрессивно по отношению к родителям и другим людям, тому виной может быть неправильно выбранный стиль семейного воспитания.

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Cамое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями.

Как реагировать на замечания и отметки? Как вести себя с преподавателем не только ребенку, но и самим родителям?

Чаще всего приходится сталкиваться с конфликтами, связанных с недопониманием одной стороны другой. Слишком жесткое или слишком лояльное отношение к ученикам вызывает реакцию протеста, потому что в подростковом возрасте дети оценивают в учителе, прежде всего, человеческие качества. Он должен понимать своих учеников, вести за собой, относиться к ним с уважением и т. д.

Также меняется отношение и к учебе. Учеба воспринимается как подготовка к взрослой жизни, и поэтому учитель (главный источник информации), по мнению подростков, должен понятно, доступно объяснять материал. На этой почве тоже могут возникнуть противоречия. Подобно родителям, учитель в сознании подростков — обладающий властью, распоряжающийся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области — должен стать товарищем и другом. По их мнению, идеальный учитель — это человек, в котором:

  1. Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга.
  2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.
  3. Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Но, естественно, все качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты.

Такие конфликты, как установлено психологами, в возрасте от 13 до 18 лет неизбежны и нормальны. Без них не обойтись. Главное, чтобы они не перерастали в «войны», «революции» и чтобы правильно оценивались.

Самые распространенные конфликты:

  • Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой реакции. Отказ может быть высказан словесно или действиями. Связано это, видимо, с желанием отстаивать свое мнение — пусть иногда нелепым способом.
  • Конфликт единства. Подросток поступает так, как принято в среде одноклассников. Сам бы он так себя не вел, если бы не боязнь выглядеть «слабаком», «маменькиным сынком», «тряпкой».
  • Конфликт лидерства. Подросток видит в учителе конкурента в классе. Он старается не потерять авторитет.
  • Конфликт нелюбви. Происходит тогда, когда к учителю относятся без уважения. Знают, что его можно вывести из себя. Специально устраивают такие ситуации, чтобы учитель потерял терпение.

Учителя, зная, что в возрасте 13-18 лет подростки могут вести себя подобным образом, находят, чаще всего, верное решение. В этом им помогают школьный психолог и методическая литература.

Если же вы, родители, узнали о конфликте с учителем:

  • Не ругайте ребенка, узнайте, в чем дело.
  • Никогда не обсуждайте с ребенком недостатков учителя. Лучше объясните, как тяжело ему работать, указав этим на то, что учитель такой же человек, как и все остальные, и может устать и быть раздраженным.
  • Поговорите с учителем, скорее всего, вместе вам легче будет найти выход. Не запускайте ситуацию. Не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию школы. Разрешите ситуацию в самом начале.

Во избежание конфликтов и неприятных ситуаций, лучше готовиться к ним заранее. А решать проблемы, возникшие с учителями, желательно деликатно и без претензий.

Если ребенок не хочет ходить в школу...

Сыну 10 лет, он не любит ходить в школу. По утрам часто капризничает, с трудом собирается на уроки. Что можно предпринять в этой ситуации? Ведь в школу нужно ходить обязательно!

Пожалуй, одна из самых распространенных ситуаций, когда ребенок с неохотой ходит в школу.  Иногда ребенок напрямую говорит родителям: «В эту вашу школу я не хочу ходить!»

Родители не в силах принять отказ ребенка ходить в учебное заведение. Но как раз это неприятие мешает ему преодолеть ситуацию. Как обычно реагируют родители, услышав «Не хочу в школу!»:

  • они могут отрицать чувства ребенка: «Как не хочешь? Ты учишься в лучшей школе, которую мы для тебя выбрали!»;
  • могут дать философский ответ: «Что делать? Так устроено, что все обязаны закончить школу…»;
  • могут посоветовать: «Знаешь, тебе стоит попробовать просто встать завтра утром, улыбнуться себе и всё будет не так уж плохо»;
  • могут задать ребенку множество вопросов: «Почему это ты не хочешь? Что случилось с тобой? Ты поссорился с одноклассниками? Или тебе трудно выполнять задания, которые задают? Учитель строг с тобой? Тебе страшно отвечать у доски?»
  • могу приказать: «Так, хватит хныкать! Надо значит надо!»

Но для ребенка важно, чтобы его чувства (и прежде всего негативные) были признаны. Когда родители признают чувства ребенка и у него есть возможность рассказать больше о том, что его волнует, то ребенок начинает чувствовать себя менее расстроенным, менее смущенным, способным справляться со своими проблемами. Дети могут помочь себе сами, если их услышат и посочувствуют.

Вот что можно порекомендовать родителям в ситуации, когда ребенок не хочет ходить в школу:

  1. Сначала выслушать ребенка внимательно. Можно доброжелательно сказать: «Похоже, тебе не очень хочется идти в школу». Возможно ребенок, скорее всего, начнет жаловаться на что-либо, говорить о том, что его беспокоит (например, нужно рано вставать, а он хочет еще поспать). Здесь важно маме или папе выслушать ребенка без критики, советов и приказов.
  2. Затем стоит разделить его чувства. Во время разговора родитель может просто смотреть на ребенка и иногда вставлять в беседу сопереживающие междометия (с помощью слов «да…», «хм…», «угу…»).
  3. Обозначить чувства ребенка. Например, «очень неприятно вставать по утрам, когда хочется поспать».
  4. Показать, что вы понимаете желания ребенка, предложить ему пофантазировать на тему желаемого. «Как было бы здорово, если уроки начинались в 12 часов дня! Тогда все ребята могли бы высыпаться!» К примеру, возможно, ребенок может разумно отметить, что тогда бы уроки поздно заканчивались и ни на что времени бы не хватало. И может прийти к выводу, что ему лучше ложиться спать раньше, чтобы легче было вставать по утрам.

Когда родители принимают негативные чувства ребенка и у него есть возможность высказаться, то он сам начинает искать решения, как справиться с проблемой. Родители, признавая чувства ребенка, знакомят его с его внутренней реальностью.  И как только реальность для него прояснится, он собирает свои силы, что справится с трудностями.

Как правильно хвалить ребенка?

Дочери 9 лет, и она, как считает мама, всесторонне одаренный ребенок: она прекрасно рисует, замечательно поёт, у неё великолепные математические способности. Чтобы дочка ни сделала, мама всегда её подбадривает «молодчина!», «замечательно!». Только маму беспокоит низкая успеваемость дочери, в чем она обвиняет учителей, которые не «раскрыли» талантов девочки. Однако дочка учиться хочет всё меньше и меньше, а больше – играть в компьютерные игры.

Оказывается, правильно хвалить ребенка – это целая наука. Если похвала связана с оцениванием, то она редко вызывает приятные чувства, а наоборот, может вызывать совсем другие реакции:

  • заставляет сомневаться в том, кто хвалит. «Если мама думает, что эти каракули гениальны, то она ничего не понимает в рисовании»;
  • принуждает возражать. «Знала бы она, как я сегодня отвечала у доски на уроке, уж точно перестала бы говорить, что я самая умная»;
  • может заставить сконцентрироваться вовсе не на своих достоинствах, а на недостатках. «Гениальный ум? Она издевается или подшучивает? Я даже в простых примерах делаю ошибки…»;
  • может спровоцировать тревогу и препятствовать активности. «Проще ничего этого не делать. Определенно, я с этим не справлюсь, чтобы она мне не сказала»;
  • может порождать боязнь неудачи. «Этот урок мне удалось ответить, но получится ли также хорошо ответить на следующем, чтобы обо мне продолжали думать, как о успешной ученице?»;
  • может рассматриваться как манипуляция. «Зачем она это делает? Что она от меня хочет?»;
  • формирует зависимость от мнения другого. «Кажется, что эта работа у меня вышла удачно. Однако меня никто не похвалил… Похоже, что работа получилось плохо?»

Когда родители хвалят без остановки, но при этом ребенок не видит своих собственных реальных результатов, то он может вообще перестать что-либо делать. Оценочные похвалы родителей, особенно в превосходной степени, не мотивируют ребенка к новым достижениям.

Чтобы похвала была эффективной, не оскорбляла чувства и служила стимулам к новым свершениям ребенка, то родителям следует стараться следить за тем, как именно они хвалят своё чадо. Полезная похвала состоит из двух частей:

  1. Родитель с уважением описывает то, что видит и чувствует. Мама может сказать следующее: «Я заметила, что ты упорно трудилась, чтобы подготовить реферат. Здесь есть много любопытных фактов, также ты продумала как оформить свою работу и на нее приятно смотреть!»
  2. Ребенок, узнав о наблюдениях родителя, способен сам себя оценить и похвалить. К примеру, прийти к такому выводу: «да, я способна хорошо подготовиться к урокам, когда прилагаю усилия и творчески подхожу к заданию».

Что делать, если у ребенка появились вредные привычки?

Одной из причин тревожности родителей, может стать появление у ребенка вредных привычек. Они могут  выражаться в сосании пальцев, прикусывании губ, привычке грызть ногти. Многие родители тут же начинают раздражаться, злиться и  ругать малыша. Да еще и натирают пальцы  мылом, перцем, горчицей и не берут во внимание причины появления этого. По большей части ребенок, подобным образом, успокаивает себя, чаще всего из-за родителей, которые  ругают его или из-за нехватки внимания, любви, чувства одиночества и заброшенности.

Вместо попытки отучить ребенка от вредных привычек радикальными способами, стоит дать ребенку почувствовать, как родители его любят. При появлении у ребенка подобных привычек, стоит начать проводить с ним больше времени и уделять внимание, придумать  совместные занятия, увлечения, игры, которые могли бы отвлекать его от этих неприятных занятий (привычек). Даже если предстоит оставить ребенка одного на какое-то время, необходимо найти подходящее ему занятие или предоставить занимательные игрушки.

Бывает и страх может стать основой к появлению вредных привычек. Понять причину детского страха можно во время игры, как бы вскользь задав вопрос. Совместно, определив причину, можно попробовать побить страх,  выразить его на бумаге или иным способом избавиться от него, для того, чтобы  придать ребенку уверенности.  Чтобы в последствии вредные привычки не возникали, важно замечать, выяснять и затем избавляться от проблемы.

Должно ли быть стыдно родителям, что их ребенок обращается за помощью на телефон доверия, а не к ним?

Должно ли быть родителям стыдно, что их ребенка лечит врач, а не они сами? Или за то, что одежду для него они покупают, а не шьют? Или за то, что учат его учителя, а не сами родители?

1) Иногда важна помощь специалиста, который мог бы соблюсти нейтральность в ситуации, с которой обратился ребенок. Родителю довольно сложно соблюсти подобный нейтралитет, что может иногда лишь затруднить разрешение проблемы.

2) Бывают ситуации и трудности, о которых не так-то просто рассказать кому бы то ни было, подобный рассказ может отразиться на дальнейших отношениях. В ситуации с телефоном доверия консультант и ребенок общаются один раз, поэтому для ребенка подобная ситуация также ощущается как более безопасная.

3) Обращение на телефон доверия — случай единичный, он не означает, что родители полностью дискредитированы для ребенка. Просто на данный момент ребенок решил определенную ситуацию обсудить с консультантом. В большинстве же случаев он обсуждает свои трудности со своим ближайшим окружением.

Сергей Ельхимов,
психолог ДТД