Влияние проектной деятельности на формирование мотивационных компонентов личности у школьников

Одной из актуальных проблем в современном образовании является низкий уровень школьной мотивации у учащихся. Анализируя данную проблему в рамках психологии воспитания можно сделать вывод о том, что низкий уровень учебной мотивации и снижение познавательной активности у детей может быть следствием ряда факторов. К ним относятся используемые родителями психолого-педагогические методы, при которых дети могут подвергаться чрезмерному контролю со стороны взрослых, не получая при этом достаточного опыта принятия самостоятельных решений и самостоятельной деятельности, использование неконструктивной обесценивающей критики в ходе воспитания, отсутствие конструктивного примера мотивации к познанию окружающего мира со стороны родителей, или сочетание нескольких факторов. Коме того, даже в семьях с функциональными воспитательными моделями авторитет родителей часто бывает настолько высок, что в ситуации сотрудничества с родителем подросток испытывает затруднения в раскрытии творческого потенциала личности и проявляет склонность к деятельности на вторых ролях. В этом случае, целеполагателем и проектировщиком деятельности является родительская фигура, а у ребенка в ходе такого взаимодействия подкрепляется роль исполнителя. Понятно, что восприятие любой деятельности, включая образовательную, как исполнение чьей-либо, но не собственной воли не способствует возникновению личной мотивации. И, напротив, участие в деятельности, в которой учащиеся активно включены в процесс уже на стадии постановки целей и выработки плана их реализации активизирует мотивационные компоненты личности учащихся. Именно к таким видам деятельности и относится проектная деятельность. Кроме того, участие детей и подростков в организованной проектной деятельности может быть конструктивной воспитательной альтернативой, компенсирующей недостатки воспитательной системы, принятой в родительской семье ребенка. Участие в такой деятельности позволяет ребенку или подростку сформировать ряд недостающих личных, профессиональных и деловых качеств, необходимых для его дальнейшей успешной социализации и профессиональной самореализации в обществе.

Помимо основной цели, которая заключается в развитии и укреплении познавательной и учебной мотивации у учащихся, проектная деятельность также позволяет решить ряд дополнительных задач:

  • Развитие социальных и коммуникативных навыков, в особенности навыков командной деятельности;
  • Развитие умения работать с информацией;
  • Развитие системного мышления и навыков комплексного анализа ситуации, в отличие от привычки действовать в рамках одной задачи, без учета общей картины;
  • Развитие навыка постановки и конкретизации целей;
  • Развитие навыка позитивного мышления и умения раскрывать проблемную ситуацию через ее ресурсные стороны и др.

Включение в проектную деятельность является хорошим инструментом формирования у детей и подростков мотивационных компонентов личности, так как подталкивает их к восприятию привычных жизненных и учебных задач с позиции новых социальных ролей и нового для них социального статуса. Сама специфика проектной деятельности предполагает от участников включенности самостоятельной, ответственной, взрослой позиции, в отличие от детской позиции, которая заключается в построении эмоционально-зависимых отношений и перекладывании ответственности за свое жизнеобеспечение на более старших и опытных людей.