Тема отстаивания границ личного пространства актуальна в детско-родительских и в детско-детских отношениях, и психологи ДТД постоянно встречаются с этой темой в работе с абонентами. Следует отметить, что нарушение границ не является чисто «детской» проблемой, связанной с воспитанием. В человеческих отношениях эта проблема присутствует в разных жизненных сферах и ситуациях на протяжении всей жизни человека. В любой момент жизни человека, где бы он ни находился, может возникнуть необходимость отстаивать свои права, убеждения, интересы, то есть границы своей личности, защищая все это от посягательств извне. Нередко это оказывается трудным, что может быть связано с глубинными причинами психологического характера, коренящимися в детстве. Именно поэтому заявленная тема важна и интересна детским психологам, которые очень часто встречаются с такого рода запросами клиентов. В родительско-детских отношениях можно наблюдать просто изобилие вариантов нарушения границ. При этом важно отметить, что именно в возрасте приблизительно до 3-5 лет у ребенка закладываются те навыки и’ представления о границах и собственных правах на их защиту, по которым он будет в дальнейшем строить отношения и коммуницировать с окружающим миром. Можно сказать, что. в раннем детстве в семье закладывается основа, базовые представления о себе, других людях и правилах взаимодействия в социуме.
Поэтому довольно распространенной задачей психолога образования, является своевременное распознавание описанных паттернов и совместная работа (при необходимости) с родителями и детьми, а особенно с подростками. Чтобы такая работа была эффективной, целесообразно познакомиться с описанным выше феноменом подробнее. Данный текст содержит в себе подробный анализ нарушения границ и может быть полезен коллегам ввиду несомненной актуальности проблемы.
Итак, нарушение личных прав или границ человека является ни чем иным, как насилием по отношению к этому человеку. Существуют различные формы нарушения границ личного пространства. Можно сказать, что насилие в социальной жизни может осуществляться двумя способами, а именно: в открытой (прямой) или скрытой (латентной) форме.
1. Открытое или прямое давление: шантаж, угрозы, физическое воздействие (физическое наказание), бойкот как угроза лишения чего-либо важного — например, родительской любви и поддержки.
2. Скрытое противоборство: психологическая манипуляция сознанием человека (ребенка, родителя) в собственных целях.
Прямое давление является более простой и понятной формой нарушения границ другого человека. Один человек (назовем его А) хочет добиться
определенных действий от другого человека (его мы назовем В), при этом В по доброй воле никогда не сделает то, что выгодно для А. Тогда А, обладая превосходящими возможностями (физическая сила, статус, знание слабых мест другого), вынуждает В сделать то, что ему выгодно. Простой пример: когда родителя не устраивает поведение ребенка, которое не соответствует его ожиданиям, родитель может пригрозить ребенку физическим наказанием и в случае неповиновения применить его. Таким образом, у А есть объективное силовое превосходство, которое позволяет ему авторитарно требовать от В необходимой ему обратной связи.
Но как быть, если желание получить что-либо есть, а возможностей просто пойти и взять это – нет? Ведь не всегда можно силовыми методами добиться от человека желательного результата. Например, довольно трудно угрозами заставить другого человека заботиться о себе, проявлять интерес к своей персоне, проявлять участие и сопереживание. В подобных ситуациях приходится ретушировать свои намерения под внешне выглядящие безобидными действия. Совокупность разновидностей ситуаций скрытого насилия составляет все многообразие видов и форм манипулятивного воздействия. Приведем пример манипулятивного поведения. Мама: «Мы итак редко видимся, вместо того, чтобы побыть с мамой, ты идешь на день рождения подруги, тебе подруга дороже родной матери?!» Дочь: «Мама, но Я заранее пообещала подруге, что приду к ней на этот праздник». Мама: «Ну вот видишь, — ты только о себе и думаешь!!!» Понятно, что у попавшей на удочку родительской манипуляции дочери есть выбор из двух зол. Либо В остается дома и чувствует себя несчастной из-за отказа от собственных планов, и испытывает вину перед подругой из-за нарушения данного ей обещания. Либо дочь, несмотря на все усилия манипулятора в лице ее мамы, идет на праздник, который вряд ли покажется ей таковым из-за чувства вины перед «преданной» ею мамой. Понятно, что в качестве мишени для манипулятивного воздействия в данной ситуации выбрано чувство вины.
Но на манипулятивные действия способны отнюдь не только взрослые. Исследования проблемы манипуляции сознанием показали, что дети трехлетнего возраста уже вполне способны на манипулятивные действия по отношению к своим родителям. Такое явление, как манипуляция, зарождается в человеческих отношениях само собой. Так, у ребенка есть много потребностей, а сил для их реализации мало. Данный внутриличностный конфликт находит свое выражение в обманных действиях, направленных на удовлетворение фрустрированных потребностей. В подобных ситуациях имеет очень большое значение та стратегия поведения, которую избирают родители по отношению к манипулирующим действиям детей. И здесь важно обратить внимание на две вещи:
1. С одной стороны родители манипулируют своими детьми, обучая их таким образом деструктивной модели поведения и манипулятивным способам удовлетворения своих потребностей.
2. С другой стороны, поощряя манипулятивные действия детей, то есть не
давая им конструктивного отпора, родители способствуют закреплению таких действий.
Таким образом, манипуляция, подобно сорнякам, возникает в отношениях автоматически, без специально приложенных усилий. А вот для выращивания доверительных и обоюдовыгодных отношений необходимо развивать осознанность, что уже требует приложения специальных усилий. Таким образом, можно сказать, что культура общения и выстраивание партнерских отношений являются продуктом человеческой цивилизации, в то время как стремление строить манипулятивные отношения являются достоянием примитивной культуры, так как подобный стиль коммуникации позволяет единовременно удовлетворить свою потребность без возможности длительного сотрудничества. Ведь если человека в отношениях один раз обидели, то он неосознанно начинает избегать данных отношений, и прекратит дискомфортные отношения, как только будет иметь такую возможность. Так, родитель, делающий в отношениях с ребенком основной акцент на манипулятивные средства удовлетворения своих потребностей, рискует потерять отношения с ребенком, как только тот обретет возможность обходиться в жизни без его помощи. Вероятно, этим объясняются частые конфликты и прекращение отношений между детьми и родителями после начала детьми самостоятельной жизни.
Теперь дадим определение «манипуляции сознанием». Данный феномен, как и любая форма насилия, подразумевает получение собственной односторонней выгоды в ситуации взаимодействия с другим человеком (или группой людей), обманным путем и без учета интересов другого человека (противоположной стороны).
Так что же такое манипуляция сознанием, и чем она отличается от простого обмана и прямого насилия? Дело в том, что манипулятор никогда напрямую не обманывает свою жертву, то есть не предоставляет ей абсолютно ложных сведений. Искусство манипуляции заключается в том, чтобы смешать правду и неправду в такой пропорции, которая будет находиться за порогом различительной способности мозга не натренированного в этом отношении человека. Надо отметить, что правды в такой смеси часто бывает намного больше, чем неправды, и как раз благодаря этому бывает так сложно отделить одно от другого. Получая информацию такого рода, которая выглядит, как правдивая, но при этом не усваивается человеком из-за скрытых внутри противоречий, человек, сам того не замечая, погружается в трансовое состояние. Главным признаком этого состояния является сужение сознания или туннельное видение. Данное состояние носит название конфузионного транса (от слова «конфуз» путаница).
Явление манипуляции тесно связано с таким понятием, как мишень ‘манипуляции. Мишенью обычно служат негативные чувства и переживания, к которым предполагаемая жертва более всего склонна и которые наиболее тяжело переносятся данным человеком. Так, в качестве мишеней манипуляции могут служить такие чувства, как вина, жалость, страх, жажда чудесного обогащения (эту мишень часто используют уличные мошенники и разработчики азартных игр), а также чувство замешательства и конфуза, запутанности мыслей.
Подверженность человека манипулятивным воздействиям ослабляет его
личность, отнимает жизненные силы, вселяет ощущение безнадежности в делах и чувство неуверенности в собственных силах, повышает общий уровень тревоги, делает человека более уязвимым и восприимчивым К внешним негативным воздействиям, закрывает человеку доступ к внутренним ресурсам его личности. И, напротив, умение человека быстро и эффективно давать отпор на манипулятивные действия в его адрес повышает его в собственных глазах, укрепляет его жизненную позицию, помогает ему быть успешным в различных жизненных сферах: будь то профессиональная деятельность, выстраивание личных отношений или воспитание детей. Можно сказать, что данное умение является неотъемлемым шагом на пути формирования уверенной и ответственной жизненной позиции, начинать осваивать который лучше в детстве.
Чаплыгин С.А., психолог