Готовимся к экзаменам вместе

Экзаменационный стресс может стать большой проблемой, не только для детей, но и для тех, кто живет с ними! Вот несколько идей о том, как преодолеть это испытание вместе.

Когда ваш ребенок сталкивается с экзаменами, часто родители и учителя оказывают на ребенка чрезмерное давление, в то время когда он нуждается в вашем понимании и поддержке.

Вот некоторые аспекты экзаменационного стресса, которые вы, возможно, не учли: губительность стресса для развития психики ребенка. Легкое волнение может быть сложным, но позитивным и мотивирующим в целом. Однако сильный стресс может помешать хорошо подготовиться к экзаменам. Каждый ребенок по-разному реагирует на экзаменационный стресс. Чтобы знать, как помочь ребенку справиться со стрессом перед экзаменом, нужно определить его причину.

Стресс — это негативная реакция на чрезмерное давление или другие требования.

Симптомы экзаменационного стресса

Рассмотрим типичные симптомы экзаменационного стресса, которые могут быть отнесены к одной из четырех групп:

Физиологические симптомы

  • усиление кожной сыпи;
  • головные боли;
  • тошнота;
  • диарея;
  • мышечное напряжение;
  • углубление и учащение дыхания;
  • учащенный пульс;
  • перепады артериального давления.

Эмоциональные симптомы

  • чувство общего недомогания;
  • растерянность;
  • паника;
  • страх;
  • неуверенность;
  • тревога;
  • подавленность;
  • раздражительность.

Когнитивные симптомы

  • чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
  • неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
  • воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене;
  • кошмарные сновидения;
  • ухудшение памяти;
  • снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.

Поведенческие симптомы

  • стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
  • избегание любых напоминаний об экзаменах;
  • уменьшение эффективности в учебе в экзаменационный период;
  • вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;
  • увеличение употребления кофеина и алкоголя;
  • ухудшение сна и ухудшение аппетита

Экзаменационный стресс может быть вызван:

  • Страхом неудачи;
  • Пессимизмом и мыслями о худшем исходе событий;
  • Нереалистическими ожиданиями;
  • Ощущением неподготовленности;
  • Окончанием или началом нового учебного года или семестра;
  • Беспокойством о процедуре проведения ЕГЭ.

Одни дети могут открыто выражать вам то, как они напряжены. Другие же напротив могут скрывать свои эмоции и пытаться справиться с ними самостоятельно.

В паблик Детского телефона доверия пришло письмо от девочки, которая была сильно встревожена по поводу предстоящего экзамена по английскому языку.

Письмо комментирует психолог Детского телефона доверия.

Приводим полностью и письмо и комментарий специалиста:

«Здравствуйте, я очень боюсь сдавать экзамен по английскому языку. Всё началось с того как в 5 классе меня родители записали к репетитору по английскому языку на занятия — ибо этот язык будет связан с моей профессией экономиста. Вроде бы в начале я лояльно относилась к этому ну хожу и хожу. Но потом когда я совсем завязла в неудах и мой старший брат мне сказал: » Каждую ночь мама и папа ложатся с мыслью о том, что ты выучишь язык, и это не будут просто выкинутые на ветер деньги — будет толк! Не подведи их и оправдай их надежды!» После этих слов я серьёзно задумалась о своей жизни и стала более старательно учить английский язык. Но спустя некоторое время, примерно в конце 6 класса (точно не помню) я стала очень часто думать о том, что я плохой ребёнок и ничего не добьюсь в жизни. Родители не догадывались о моих моральных проблемах, однако они решили, что нужно записать меня на курсы по профориентации, так как пора было определяться с выбором экзаменов. На занятии был компьютер и на нём был тест с картинками, математическими примерами. После теста с нами беседовал психолог. Я была в ужасе от результатов. В них было сказано, что да я близка к экономике и языкам, но уровень общения на самых низких процентах. Родители этого не ожидали. В беседе вышло всё до того, что папа слишком сильно давит на меня по поводу учебы, и я сильно боялась об этом ему сказать (хотя сама об этом не подозревала), ну а после дошло до слёз.

В 8 классе, в самом начале я стала замечать, что в последнее время у меня слишком много психических срывов и истерик. Они происходили из-за всего угодно: не нашла тетрадь по дополнительному английскому с д/з, забыла слова, забыла взять на занятие учебник (в этом случае гнобила себя не при учителе, а когда шла домой). Это можно сказать и подростковый период, но не на столько, чтобы избивать себя! Еще был момент, когда я расслабилась по занятиям и перестала хорошо готовиться к ним. Это заметил репетитор и сказала, что если так и дальше будет продолжаться, то она жалуется родителям и отказывается со мной заниматься. Это было для меня шоком. Я никогда не видела себя такой. Я делала всё с собой: кричала, избивала и унижала себя, доходя до самой сильной истерики. Я помню, что даже на занятии не выдержала и заплакала за свою тупость. Я уничтожала себя. Я чувствовала это.

Вы уже можете, исходя из всего, представить в каком я состоянии. Как представлю, начинаю реветь, трястись, впадать в глубокую панику, переживаю, что ничего не сдам и с позором приду домой, представляю, как будет стыдно взглянуть на родителей. Я не знаю, что с собой делать. Я боюсь себя. Боюсь, что не доживу до экзамена. Да даже не хочу бросать английский, я хочу знать его. Мне все говорят, что сдам, но я в это не верю. Помогите мне.»

Детский телефон доверия:

«Привет. Насколько я понимаю, тебе хотелось бы начать чуть более спокойно относиться к грядущим экзаменам. Что можно было бы предпринять?

1) Делиться своими опасениями с теми, от кого ты ощущаешь реальную поддержку. Это позволит несколько легче переносить свои сомнения. Вообще, стоит повспоминать о всех тех вещах, которые тебя поддерживают – будь то вкусный тортик, посиделки с любимой книгой, прогулка по лесу. Сейчас самое время побаловать себя такими вещами и событиями, которые придали бы тебе сил.

2) Обратиться вместе с родителями или самостоятельно за очной психологической помощью. Твое состояние ведь не может моментально улучшиться и было бы здорово, чтобы на пути к этому улучшению тебя направлял специалист.

3) Ты описываешь одну из своих фантазий по поводу того, как ты не сможешь сдать предмет, как стыдно тебе будет перед родителями и пр. И эта картина, разумеется, будет вызывать страх, беспокойство, тревогу – вряд ли найдется человек, который с удовольствием пошел бы на такие переживания. Но стоит задуматься о том, что будет дальше – ведь должно же что-то происходить. Допустим, что ты и впрямь не сдала, тебе стыдно перед родителями – все это лишь означает, что пришло время для «плана Б». И это в твоих силах заранее составить подобный план. Подумай о том, какие дела и занятия у тебя получаются хорошо, без напряга. Можно составить карту своих увлечений и интересов. Когда ты знаешь, что будешь делать даже в случае неудачи, остается меньше пространства для тревоги, и ты можешь готовиться к предстоящим экзаменам спокойнее. Успехов тебе и исполнения самых заветных желаний».

Как дети могут управлять своим экзаменационным стрессом?

Одна из задач родителей заключается в том, что экзамены — это зона ответственности самого ребенка, готовиться к ЕГЭ он должен самостоятельно. Однако вы можете поддержать его, попробовав следующее:

Научите ребенка правильному режиму учебной подготовки.

Будьте конструктивными и позитивными.

Поощряйте хорошие модели сна и пищевые привычки.

Предоставьте ребенку тихое место для учебы и подготовки.

Создайте реалистичные ожидания по поводу ребенка (не слишком завышайте, но и не занижайте требования).

Поощряйте ребенка задавать вопросы на уроке.

Помогите ему узнать, чего ожидать в день экзамена.

Помогите ему добраться в день экзамена пораньше, побудьте с ним это время рядом.

После экзамена узнайте, какие были сложности, избегайте при этом критики.

Сопровождение ребенка во время экзаменов может быть эмоционально трудным занятием, но мы здесь, чтобы помочь им.

Дети могут извлечь пользу из их стресса, поговорив с консультантом Детского телефона доверия.

Если экзаменационный стресс парализует вашего ребенка, вы можете обратиться за помощью к местному врачу или школьному психологу.