Как достичь согласия между школьными требованиями и родительскими ожиданиями без взаимных претензий и непонимания.
Отношения между родителями и школой часто превращаются в отношения между двумя враждующими сторонами. В лучшем случае они придерживаются вежливого нейтралитета, а в худшем — устраивают полномасштабный театр военных действий. Возможно ли в этой ситуации сотрудничество или партнёрство?
Поговорим о том, как родители должны выстраивать взаимодействие со школой, а школа — с родителями, чтобы довольными остались обе стороны диалога. А главное, чтобы это пошло на пользу ребёнку, благополучие которого является (по крайней мере, в теории) главным объектом их заботы и общих усилий.
«Школа и родители: кто они друг другу» — тема февральского заседания дискуссионного клуба «Умная школа», в котором поучаствовали директора школ, эксперты в сфере образования, психологи и родители. Эта статья подводит итоги состоявшего обсуждения.
Родители и школа: две модели взаимодействия
Образовательный ландшафт сегодня настолько разнообразен, что общую схему отношений между родителями и школой изобразить очень сложно. Но большинство детей всё ещё ходит в традиционную школу, главная цель которой — придерживаться федеральных образовательных стандартов и обеспечить успешную сдачу ЕГЭ. Роль родителей здесь очень невелика.
Крайнее проявление такой схемы — школа как камера хранения, в которую родители помещают ребёнка, полностью снимая с себя ответственность за то, что с ним происходит во время учёбы. Это отношения покупателя и продавца, заказчика и поставщика «образовательных услуг». Качество и содержание этих услуг целиком находится в ведении школы.
Эта модель очень распространена, но у неё есть множество недостатков. Хотя школа и пытается сохранить свой статус главного образовательного института, в реальности она уже давно его потеряла. Образование — это не только школьные уроки и контрольные, но и фильмы, интернет-сайты, игры, приложения, музеи, лекции и тысяча других вещей. А главная его составляющая — это желание и потребность узнать что-то новое, которое не зависит от поощрения учителя.
Бесполезно требовать от школы того, чего она дать не может.