Ребёнок посещает спортивную секцию и показывает средний результат (хотя сам уверен в обратном). Родители видят все его недочёты, но не знают, как на них указать… Психолог Светлана Филяева советует посмотреть на проблему под другим углом: для чего вообще ребёнку спорт и зачем ему стремиться делать что-то лучше, чем сейчас?
Вопрос. Ребёнок занимается спортом, получается с переменным успехом. Знания и навыки закрепляются слабо, и он практически их не применяет в играх, а только на тренировках. Когда спрашиваешь, почему что-то не получилось, оказывается, что виноват кто угодно, кроме него. Свои ошибки не признаёт и особо их разбирать не хочет. И, как следствие, не считает свою игру слабой. Что делать?
Ответ. Когда родители спрашивают меня о выборе спортивной секции для ребёнка, то мы прежде всего обсуждаем, зачем ребёнку в принципе «ходить на спорт».
Иногда это нужно, чтобы улучшить физическое состояние, иммунитет, сопротивляемость болезням, укрепить мышечный каркас и компенсировать недостаток подвижности в школе. Нередко я советую поискать секцию для ребёнка, чтобы развить навык коммуникации, умение работать в команде, избавиться от застенчивости и социальных страхов.
Спорт — хорошая история для тех, кому нужно научиться удерживать внимание, соблюдать правила и поддерживать границы общения с миром.
Я перечислила лишь несколько самых распространённых причин отправить ребёнка в спортивную секцию (мы сейчас не рассматриваем перспективу профессиональной жизни в спорте). Соответственно, в зависимости от поставленной задачи и критерии оценки результата будут разными.
И вот тут есть один важный момент: в мечтах о чём-то большем родители часто не придают значения тому, что у ребёнка действительно есть прогресс — стало лучше со здоровьем, или появились новые друзья, или он научился слушать тренера и, как следствие, стал меньше отвлекаться на уроках. Вместо этого появляется шаблонная оценка: какие навыки появились, какие упражнения лучше получаются, как прошло выступление на соревнованиях и т. п.
Поэтому, возвращаясь к изначальному вопросу, я прежде всего советую родителям подумать: на что можно обратить внимание и за что можно похвалить ребёнка уже сейчас?
В связи с этим появляется и вторая важная тема — вопрос о мотивации ребёнка. Почему он должен хотеть ходить на занятия, выполнять рутинную программу и добиваться каких-то успехов, которые заметны прежде всего вам, родителям?
Детская мотивация — это шкатулка с секретом, и в случае каждого ребёнка нужно подбирать уникальный код. Кому-то интересен сам вид спорта (и это самое удачное попадание, когда получается совместить желание ребёнка и реальные возможности семьи). Среди других видов мотивации могут быть:
- похвала тренера или близких людей;
- соперничество в команде — и желание быть лучшим;
- принадлежность к сообществу, группе;
- преодоление себя и страхов;
- интерес к изучению нового;
- подражание кумиру, желание повторить его жизненный путь или просто разделить мир его интересов.
Не всегда ребёнок сам знает свою мотивацию, и задача взрослого, родителя, тренера, психолога — помочь её найти. Это тоже совет автору вопроса и всем, кто наблюдает у ребёнка отсутствие интереса к спортивным занятиям. А для погружения в вопрос порекомендую несколько хороших книг на тему спорта для детей и подростков — истории других помогают лучше понять себя и найти свой путь:
- «Беги и живи», Элс Бейртен;
- «Баллада о сломанном носе», Арне Свинген;
- «Бумажный мальчик», Винс Воутер;
- «Повнимательнее, Картер Джонс!», Гэри Шмидт;
- «Непростые числа», Ингрид Оведи Волден;
- «Конюшня на Еловой горке. Аня идёт в пони-клуб», Реетта Ниемеля, Салла Саволайнен;
- «Против течения», Элис Келлер, Вероника Труттеро.