Ребёнок не признаёт своих ошибок, не хочет над ними работать: что делать родителям

Ребёнок посещает спортивную секцию и показывает средний результат (хотя сам уверен в обратном). Родители видят все его недочёты, но не знают, как на них указать… Психолог Светлана Филяева советует посмотреть на проблему под другим углом: для чего вообще ребёнку спорт и зачем ему стремиться делать что-то лучше, чем сейчас?

Вопрос. Ребёнок занимается спортом, получается с переменным успехом. Знания и навыки закрепляются слабо, и он практически их не применяет в играх, а только на тренировках. Когда спрашиваешь, почему что-то не получилось, оказывается, что виноват кто угодно, кроме него. Свои ошибки не признаёт и особо их разбирать не хочет. И, как следствие, не считает свою игру слабой. Что делать?

Ответ. Когда родители спрашивают меня о выборе спортивной секции для ребёнка, то мы прежде всего обсуждаем, зачем ребёнку в принципе «ходить на спорт».

Иногда это нужно, чтобы улучшить физическое состояние, иммунитет, сопротивляемость болезням, укрепить мышечный каркас и компенсировать недостаток подвижности в школе. Нередко я советую поискать секцию для ребёнка, чтобы развить навык коммуникации, умение работать в команде, избавиться от застенчивости и социальных страхов.

Спорт — хорошая история для тех, кому нужно научиться удерживать внимание, соблюдать правила и поддерживать границы общения с миром.

Я перечислила лишь несколько самых распространённых причин отправить ребёнка в спортивную секцию (мы сейчас не рассматриваем перспективу профессиональной жизни в спорте). Соответственно, в зависимости от поставленной задачи и критерии оценки результата будут разными.

И вот тут есть один важный момент: в мечтах о чём-то большем родители часто не придают значения тому, что у ребёнка действительно есть прогресс — стало лучше со здоровьем, или появились новые друзья, или он научился слушать тренера и, как следствие, стал меньше отвлекаться на уроках. Вместо этого появляется шаблонная оценка: какие навыки появились, какие упражнения лучше получаются, как прошло выступление на соревнованиях и т. п.

Поэтому, возвращаясь к изначальному вопросу, я прежде всего советую родителям подумать: на что можно обратить внимание и за что можно похвалить ребёнка уже сейчас?

В связи с этим появляется и вторая важная тема — вопрос о мотивации ребёнка. Почему он должен хотеть ходить на занятия, выполнять рутинную программу и добиваться каких-то успехов, которые заметны прежде всего вам, родителям?

Детская мотивация — это шкатулка с секретом, и в случае каждого ребёнка нужно подбирать уникальный код. Кому-то интересен сам вид спорта (и это самое удачное попадание, когда получается совместить желание ребёнка и реальные возможности семьи). Среди других видов мотивации могут быть:

  • похвала тренера или близких людей;
  • соперничество в команде — и желание быть лучшим;
  • принадлежность к сообществу, группе;
  • преодоление себя и страхов;
  • интерес к изучению нового;
  • подражание кумиру, желание повторить его жизненный путь или просто разделить мир его интересов.

Не всегда ребёнок сам знает свою мотивацию, и задача взрослого, родителя, тренера, психолога — помочь её найти. Это тоже совет автору вопроса и всем, кто наблюдает у ребёнка отсутствие интереса к спортивным занятиям. А для погружения в вопрос порекомендую несколько хороших книг на тему спорта для детей и подростков — истории других помогают лучше понять себя и найти свой путь:

  1. «Беги и живи», Элс Бейртен;
  2. «Баллада о сломанном носе», Арне Свинген;
  3. «Бумажный мальчик», Винс Воутер;
  4. «Повнимательнее, Картер Джонс!», Гэри Шмидт;
  5. «Непростые числа», Ингрид Оведи Волден;
  6. «Конюшня на Еловой горке. Аня идёт в пони-клуб», Реетта Ниемеля, Салла Саволайнен;
  7. «Против течения», Элис Келлер, Вероника Труттеро.

Источник на «Меле»: https://mel.fm/vospitaniye/psikhologiya/748961-rebenok-ne-priznayet-svoikh-oshibok-ne-khochet-nad-nimi-rabotat—pochemu-eto-proiskhodit-i-chto-dela