Около 42% мальчиков и 37% девочек по данным ВОЗ1 подвергаются издевательствам. В июле 2021 года ВЦИОМ опубликовал данные 2, что каждый пятый россиянин становился жертвой травли в течении жизни. Каждый четвертый россиянин сталкивался со школьной травлей в 11-14 лет (26%), каждый пятый россиянин — в возрасте 15–17 лет (20%), 2% сталкивались с этим в возрасте 3-6 лет, а 10% в возрасте 7-10 лет.
Травля или буллинг (от английского bullying — запугивание, издевательство) — это продолжительное и систематическое издевательство одного человека или группы над взрослым или ребенком. Важно понимать, что речь идет об умышленном причинении психологического и физического вреда.
К сожалению, школьная травля, а также насилие в семье происходят в среде, которая по своей природе не может быть прозрачной. Тем не менее мы считаем данную проблему системной, т.к. она затрагивает систему образования в целом: то как школа видит свои обязанности и свою зону ответственности, как родители взаимодействуют со своими детьми и как дети взаимодействуют между собой. Мы видим главную ответственность школы и семьи, как институтов, в том, чтобы дети чувствовали себя в безопасности: как от физических воздействий, так и от эмоциональных. При этом чрезвычайно важно, чтобы понятие травли присутствовало в правовом поле. Каждый должен иметь право быть защищенным от насилия. Это значит, что как только появится ясность правового взгляда на эту проблему, с ней можно будет начать работать системно.
Юридически действующее законодательство имеет рычаги для привлечения обидчика к ответственности за травлю. В КоАП РФ есть статья 5.61 (оскорбление), действия приводящие к буллингу могут попадать под действие ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство) и ст. 7.17 КоАП (уничтожение или повреждение чужого имущества). При этом даже ст. 213 УК РФ (хулиганство) может работать в отдельных случаях. Однако, на практике буллинг носит чаще всего скрытый характер, да и жертва может вовсе не обращаться за помощью.
Проведенные исследования3 говорят, что травля негативно сказывается на психологическом здоровье как жертвы, так и обидчика. Это может привести к депрессии, тревожности, проблемам в обучении у жертвы, и проблемами со здоровьем и усилению антисоциального поведения у обидчика. Наблюдатели буллинга также могут столкнуться с проблемами. Исследования показывают, что наблюдатели травли в дальнейшем могут злоупотреблять алкоголем4, их преследует тревога и неуверенность5. А те кто пострадал от травли входят в группу риска по суициду.
В России для борьбы с травлей, а также просвещения взрослых был создан проект “Травли.net”6. Действия этой организации, к сожалению, не носят всеобъемлющий характер, а специалисты проекта привлекаются пока только по частной инициативе либо администрациями школ, либо родителями детей.
В Австралии же, например, на законодательном уровне принята стратегия по борьбе с буллингом7. За реализацию стратегии отвечает департамент образования, хотя на практике заметно вовлечение смежных департаментов, а также активную роль играют непосредственно сами школьники и их родители. Стратегия была принята в 2019 году и на протяжении 3х лет реализуются меры, которые должны создать условия профилактики и минимизации буллинга в школах.
Одна из мер заключается в том, чтобы создать в каждой школе группу активистов, которые на регулярных встречах совместно думают, как снизить уровень буллинга в своей школе. Школьники изучают тему буллинга в целом, рассматривают кейсы буллинга в их школе и каждый предлагает свои варианты решения проблемы. Все это происходит под наблюдением преподавателей и психологов. Также эта группа активистов следит за вновь возникающими кейсами буллинга и старается разрешить каждый конфликт.
Еще одна мера призвана поднять общий уровень просвещения на тему буллинга. Департамент образования регулярно готовит и обновляет методические материалы для учителей, учеников и их родителей. Занятия с использованием этих материалов обязательны для посещения — они закладывают основы уважительного отношения друг к другу с ранних лет и стимулируют придерживаться такого поведения не только в образовательных учреждениях, но и за их пределами.
Для мониторинга буллинга в школах проводится регулярное исследование, в котором принимают участие все ученики и преподаватели. Благодаря повышению общего уровня осведомленности школьников о проблеме буллинга, а также благодаря тому, что сами школьники вовлечены в выявление новых случаев буллинга, — в Австралии заявляют о снижении количества таких случаев. Общих цифр пока нет, так как программа еще на стадии реализации, но позитивный тренд есть.
Аналогичные инициативы приняты и в других странах, таких как, например, Япония8 или Филиппины9. Стоит отметить, что в подобных инициативах меры носят скорее мягкий, образовательный характер. Программы нацелены на повышение всеобщей осознанности и вовлеченности в решение проблемы.
Изучив применяемые в разных странах стратегии по борьбе с буллингом, а также опираясь на существующие в России реалии, мы предлагаем проанализировать и внедрить ряд предложений:
- Необходимо начать с проработки и закрепления на законодательном уровне определения травли и буллинга. А также стоит создать и утвердить нормативную базу, которая будет регулировать действия школ, родителей и детей для предотвращения и профилактики буллинга. Этот шаг позволит ввести понятие буллинга в правовое поле и в будущем на него опираться при принятии новых программ или законов.
- Помимо нормативной базы необходимо составить и принять свод правил, которые будут регламентировать:
- Возможные действия сотрудников государственных детсадов, школ и учебных центров по предотвращению дискриминации, домогательств и виктимизации в школе.
- Обязательные для всех сотрудников государственных детсадов, школ и учебных центров нормы поведения, включающая меры по предотвращению и профилактике всех форм издевательств среди учеников.
- Вовлечение детей в совместную борьбу с буллингом в их школах путем создания добровольных групп активистов.
- Круг административных и дисциплинарных мер, которые могут быть применены к обидчику или лицу, совершившему акт травли. Эти действия должны быть соразмерны характеру и тяжести совершенного правонарушения. Такие действия могут включать в себя письменные выговоры, общественные работы, отстранение от занятий или исключение, в зависимости от обстоятельств.
- Реабилитационные программы, проводимые школами, центрами психологической помощи или организациями работающими с подобными проблемами, в отношении как пострадавших от буллинга детей, так и виновных в буллинге.
Эта группа мер призвана сформировать обязательный для всех сторон свод правил и норм поведения, соблюдение которых будет постепенно снижать количество случаев буллинга.
- Помимо всего вышеперечисленного предлагаем принять меры по образованию преподавателей, родителей и детей на темы связанные с буллингом и травлей, т.к. только осознавая проблему, можно с ней бороться. Меры могут включать обязательные регулярные занятия на тему буллинга в школах, повышение уровня психологической подготовки преподавателей, а также профилактические беседы и тренинги с родителями. Мы считаем, что на долгой дистанции массовая осознанность приведет к естественному повышению уровня уважения людей друг к другу и снизит количество буллинга в школах.
- Для мониторинга предлагаем организовать регулярное анкетирование детей с целью выявления жертв буллинга или насилия, поскольку, как правило, жертвы насилия не способны самостоятельно обратиться за помощью. Помимо анкетирования в каждой школе должен быть квалифицированный психолог, чтобы дети могли анонимно или лично рассказывать о своих проблемах во взаимодействии с учителями, родителями или другими учениками и получать оперативную психологическую поддержку. Это позволит отслеживать динамику буллинга в школах и корректировать применяемые меры.
Таким образом, предложенные нами меры дадут возможность государству с минимальными затратами заложить фундамент для построения здоровых отношений в школьной среде. Сделав акцент на просветительской стороне вопроса на высшем уровне, естественным образом снизится уровень насилия в школах, участникам конфликта будет оказана реабилитационная поддержка, и инциденты будут решаться цивилизованными способами в рамках правого поля.