Что делать, если подросток совершает самоповреждения?

На детский телефон доверия обращаются дети, в особенности подростки от 12-16 лет, склонные к аутоагрессивному поведению.  Подростки демонстрируют аутоагрессивное поведение, в частности это может проявляться в таких увлечениях подростка, как паркур, бейсджампинг или зацепинг. Аутоагрессия — поведение подростков, направленное на нанесение ран самому себе.

Перечислим перечень самоповреждений, который может наносить подросток в процессе аутоагрессии:

— Пирсинг, татуировки и перфорация различных частей тела с помещением туда посторонних предметов (создание тоннелей).

— Расчесывание швов, родинок, ран, язв. Действия непрерывного и навязчивого характера, например, обкусывание до крови ногтей и губ, теребление мочек ушей, щипание и чесание кожи, вывихи пальцев и т. д.

— Самопорезы. Битье головой, ногой или кулаком о стены или мебель, самоизбиение. Уколы подручными средствами: гвоздями, проволокой, ручкой и т. д.

— Ожоги окурками сигарет или нагретыми на огне предметами.

— Расстройство пищевого поведения (анорексия, булимия).

— Злоупотребление алкоголем и прием психостимулирующих препаратов.

Перечислим причины аутоагрессивного поведения у подростков:

  1. Конфликты подростка с родителями, дисгармония взаимоотношений в семье.
  2. Неуспеваемость подростка в школе.
  3. Трудности взаимоотношений со сверстниками, наличие конфликтов со сверстниками.
  4. Сложности во взаимоотношениях с противоположным полом.
  5. Наличие депрессии у подростка и переживание чувства вины.
  6. Несформированное понимание подростком смерти.
  7. Переживания подростком чувств обиды, одиночества, отчужденности.
  8. Желание подростка привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от решения проблем.
  9. Избавление подростка от чувства опустошенности, депрессии, чувства нереальности происходящего.
  10.  Снятие эмоционального напряжения.
  11. Желание подростка ослабить эмоциональную боль (когда эмоции слишком сильные, с ними не получается бороться, от физической боли становится легче) [2].

Рекомендации родителям в случае обращения на тему самоповреждения у подростков.

1.Рекомендуется родителям уделять ребенку больше внимания, больше хвалить.

2. В присутствии ребенка не высказывать мыслей о самобичевании.

3. Больше говорить ребенку о своих чувствах и переживаниях.

4. Рекомендуется родителям оказывать поддержку ребенку в ситуациях, когда подросток встревожен или чувствует себя неуверенно.

5. Рекомендуется родителям в беседе с психологом обсуждать, как возможно улучшить отношения с подростком, который склонен к деструктивному поведению, в частности, к членовредительству. В связи с тем, что взаимосвязь между отношениями подростка с родителями и склонностью к членовредительству прослеживается многими исследователями.

6. Родителям для построения доверительного контакта с ребенком рекомендуется обращение к специалисту в очные психологические службы или в службу ДТД для консультации.

7. В связи с тем высок риск совершения суицида у подростков, склонных к деструктивному поведению, необходимо обращение к очным специалистам.

Рекомендации детям и подросткам, в случае обращения на тему самоповреждения.

  1. В ситуациях, когда подростку необходимо получить психологическую помощь и поддержку, рекомендуется обращение в службу ДТД.
  2. Если подросток, находясь в стрессовой ситуации, прибегает к деструктивному поведению, в частности, к членовредительству, ему необходимо обращаться к психологам в службу ДТД.
  3. В случаях, когда подросток чувствует себя одиноко и не может справиться с негативными переживаниями и тревожностью, также очень важно обсуждать с психологом способы конструктивного преодоления случаев аутоагрессии.
  4. Также рекомендуется, если подросток замечает у себя симптомы, связанные с самообвинением, то это может свидетельствовать о пониженной самооценке подростка, над которой нужно работать со специалистом очно либо обратившись в службу телефона доверия.
  5. В разговоре с подростком психолог ДТД поможет выработать и обсудить конструктивные способы снятия эмоционального напряжения и конструктивные реакции на стрессовые ситуации, не прибегая к самоповреждению. В случае, если подросток сможет преодолеть тревожные и депрессивные ситуации, то закрепится адекватное реагирование на ситуации стресса в будущем.