В возрасте около трех лет кризис ребенка достигает своего «апогея». Его многочисленные проявления, такие как крик, плач, неконтролируемые движения, повреждение или бросание предметов, могут длиться в течение часа. Некоторые дети даже вызывают рвоту, бьются головой и вырывают себе волосы. В этом возрасте кризисы являются «нормой», хотя такое поведение ребенка сильно огорчает родителей.
Следует понимать, что кризис — это этап возрастного развития личности, приходящий на смену стабильному периоду и демонстрирующий появление новой потребности, которая не может быть удовлетворена старыми средствами. Каждый кризис имеет свои причины, свою специфику и симптомы. В период с двух до пяти лет полушария головного мозга активно развиваются. Ребенок способен понимать речь взрослого и достоинства его аргументов. При этом на более глубоком уровне система клеток мозга, которая регулирует и контролирует настроение ребенка, остается незрелой. Поэтому трехлетнему ребенку достаточно сложно быстро адаптироваться к требованиям взрослого переключиться на новое занятие или прекратить игру, что в свою очередь является причиной негативизма, упрямства, протеста-бунта, своеволия и прочих отрицательных реакций ребенка, проявляемых в процессе взаимоотношений с родителями.
Понимая этот психологический характер реакций ребенка, важно учиться реагировать на них и регулировать характер взаимоотношений. Невозможно применять одно и то же «лекарство» для разрешения, какого бы то ни было кризиса. Ведь зачастую причина демонстрации ребенком негативных реакций заключается в стремлении его к самостоятельности и ощущению собственной независимости.
Кризис как процесс развития личности имеет свои плюсы и минусы. Согласно Л. С. Выготскому, кризис меняет социальную ситуацию развития личности и выводит ее на новую ступень. В результате кризиса трех лет у детей меняется модель самосознания, развивается активность, инициативность. Это является несомненным плюсом. Но в то же время кризисный период требует от окружающих определенного отношения к личности, находящейся в кризисном состоянии, и особого способа взаимодействия с ней. Зачастую на фоне этого взаимодействия рождается конфликт, в личности культивируются и порой прочно закрепляются негативные качества, что можно считать отрицательным последствием кризиса.
Основными проявлениями кризиса трех лет являются: негативизм — отрицательная реакция ребенка, проявляемая в процессе его взаимоотношений с родителями; упрямство — реакция ребенка, который, попросив что-либо у взрослых, требует исполнения этой просьбы или требования и настаивает на своем; строптивость — система ценностей ребенка, направленная в целом против норм воспитания; своеволие — проявление инициативы ребенка, стремление к собственному действию, которое несоразмерно с возможностями ребенка и приводит к противоречиям во взаимоотношениях со взрослыми; протест-бунт — реакция ребенка на негативное отношение взрослых к его самостоятельности; обесценивание — потеря значимости для ребенка всего того, что ранее было ему дорого и интересно; деспотизм — проявление власти ребенка, предъявление повышенных требований к взрослым.
Что делать родителям, если ребенок ведет себя вызывающе? В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность — вседозволенность, тоже нельзя.
Ребенок не должен решить, что истерика — это надежный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации — отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает. В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать. Если вы находитесь дома — твердо скажите ребенку, что вы поговорите с ним, когда он остынет, и займитесь своими делами. Оставайтесь, спокойны, как бы трудно это ни было. После этого объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется.
Если истерика случилась на улице или в магазине (а дети любят работать на публику), по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто перенести ребенка в менее людное место.
Старайтесь избегать ситуации, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке». «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?».
Главное содержание каждого возрастного кризиса — это формирование новообразований, т.е. возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. Например, при рождении малыша происходит приспособление к новой для него среде, формирование ответных реакций. Новообразования кризиса одного года — становление ходьбы и речи, возникновение первых актов протеста на «неугодные» действия взрослых.
Если вы нуждаетесь в дополнительной поддержке, а также хотите узнать больше рекомендаций по данной теме, то просто позвоните нам по телефону 8-800-2000-122 сегодня. Вы можете позвонить, запустить веб-чат или отправить нам электронное письмо через форму сайта Детский телефон доверия.