Проблема влияния на детей конфликтов между родителями и пути ее решения в рамках телефонного консультирования

В работе рассматриваются проблемы  влияния на детей конфликтов между родителями   и пути ее решения в рамках телефонного консультирования. Анализируются концепции и разработки отечественной возрастной психологии и аспекты, касающиеся детско-родительских отношений, а также представлены техники работы с данной проблемой и основные цели телефонного консультирования по вопросам, связанным с конфликтами между детьми и родителями.

Проблемы семьи и ее влияние на ребенка волновали людей уже с древних времен.

В человеческой культуре фиксируется, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

Наибольшая часть обращений абонентов за психологической помощью на Детский Телефон Доверия связана с детско-родительскими отношениями и конфликтами. Сложности в отношениях между родителями и детьми очень распространены и могут возникнуть у родителей с детьми любой возрастной группы: от года – двух до восемнадцати лет. Для оказании квалифицированной помощи абонентам, звонящих с подобными запросами, необходимо владение как теоретическими положениями о сущности и причинах  детско-родительских конфликтов, так и практическими методами работы с подобными запросами. В психологической науке существует множество  концепций, описывающих природу взаимодействия между родителями и детьми.

Хотелось бы   изложить концепции и разработки отечественной возрастной психологии и  аспекты, касающиеся детско-родительских отношений и причин конфликтов между детьми и родителями, а также на основании этих теоретических положений определить цели, который консультант может ставить перед собой в работе с абонентами.

Данная работа будет касаться двух проблем:

  • теоретические представления о природе конфликтов между детьми и родителями в рамках концепций отечественной возрастной психологии
  • основные цели телефонного консультирования по вопросам, связанным с конфликтами между детьми и родителями

Конфликты детей и родителей в контексте концепций возрастной психологии

На наш взгляд, осуществление эффективного телефонного консультирования по вопросам конфликтов между детьми и родителями возможно только при использовании основных концепций и положений отечественной возрастной психологии в особенности концепции возрастных кризисов.

На этой концепции я остановлюсь более подробно. Кризис согласно Л. С. Выготскому и Д. Б. Эльконину – переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.  В отечественной возрастной психологии выделяют следующие возрастные кризисы: «кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский» [3].

Перестройкой системы отношений ребенка с другими людьми объясняются такие характерные особенности  поведения ребенка, переживающего возрастной кризис, как непослушание, упрямство, негативизм.

Во время возрастного кризиса ребенок проверяет психологические границы в отношениях с взрослыми (в том числе с родителями) исследует пределы дозволенного поведения, определяет степень, в которой родители способны контролировать его поведение и меру собственного влияния на поведение родителей. Именно этим объясняются неконтролируемое поведение ребенка, агрессия, негативизм и упрямство в данный возрастной период.

Однако важно отметить, что, несмотря на неконтролируемое поведение и активную попытку продемонстрировать возросшую независимость от родителей ребенок испытывает колоссальную потребность в безопасности и предсказуемости окружающего мира, которая может быть удовлетворена только при четко выстроенных и устойчивых границах при взаимоотношении с ребенком.

Кроме того, в период кризиса ребенок испытывает огромную потребность в психологической поддержке и эмоциональном контакте с родителями.

Теоретические представления об особенностях протекания возрастных кризисов обуславливают те задачи, которые стоят перед консультантами в общении с родителями, обратившимися с подобными запросами:

  1. Нормализация поведения ребенка, объяснение его причин и, тем самым, уменьшение уровня родительской напряженности и тревоги,
  2. Помощь родителям в формировании эмоционального контакта со своим ребенком,

Решение этой задачи предполагает как информирование родителей о потребности ребенка в принятии и эмоциональной поддержке, так и обсуждение конкретных способов, с помощью которых этой цели можно достичь. Полезным для достижения эмоционального контакта с ребенком является обучение родителей техникам Я высказывания, и активного слушания.

3. Помощь родителям в формировании четких границ во взаимоотношениях с ребенком.

         Краткая характеристика проблемы

Семья — это чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями — отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт. Семья невозможна без конфликта, но постоянные конфликты являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи [6].

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасности ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

 Для ребенка любая ссора, конфликт взрослых воспринимается как разрушение реальности, среды обитания.

Конфликт в отношениях и действиях родителей вызывает особую реакцию у детей, выражающуюся в разных стилях поведения ребенка: демонстрация негативного отношения, оппозиция по всем вопросам; неподчинение предъявляемым требованиям;

избегание общения с родителями, сокрытие информации о себе и своих действиях.

Внутрисемейные взаимоотношения делятся на два основных типа:

  • гармоничный тип отношений (преобладание равновесных отношений, рациональное разделение психологических ролей внутри семьи, умение разрешать возникающие противоречия);
  • дисгармоничный тип отношений (негативно окрашенные отношения супругов приводят к конфликтному взаимодействию супругов, последнее способно вызвать отрицательные эмоции и чувство беспокойства у детей; теряется уважение к родителям, нарушаются психологические роли, увеличивается напряженность).

Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке (сексуальная или связанная с эмоционально-личностным общением) приводит дисгармонии супружеских отношений, разводам и неврозам.

Основной причиной нарушения семейных отношений В. Д. Дружинин считает проявление у одного или обоих супругов «потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает «невротическая семья»: в ней муж и жена воспроизводят ситуации «непроигранные», «нерешенные» в детстве, но не решают их. Вместе с тем психотерапевты обнаруживают важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье».

Конфликтными взаимоотношениями сопровождаются: ситуация измены одного из супругов, ситуация развода в семье и др. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных семейных событий в жизни ребенка.

Конфликтуя, отец и мать могут использовать детей как оружие в собственной борьбе. Так неадекватное отношение к ребенку может принимать следующие формы: [2].

  • ребенок, «замещающий» мужа. Мать требует к себе постоянного внимания, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка, быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками.
  • гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, привязать и ограничить самостоятельность из-за страха лишиться ребенка в будущем, она принижает способности ребенка, стремится «прожить за него жизнь», что приводит к личностному регрессу и фиксации ребенка на примитивных формах общения.
  • воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви. Ребенку говорится, что «мама такого не любит»; ребенка игнорируют, обесценивают его «я».
  • воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоятельности сковывается страхом.
  • изоляция. В семье не принимаются совместные решения, ребенок изолируется, не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями.
  • соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу, критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении.
  • псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Почти все перечисленные стили отношения родителей к ребенку являются следствием деструкции семьи по данному типу: отсутствие какой бы то ни было организующей функции мужчины-отца в структуре семейных отношений и замыкание всей системы психологических связей на ребенке. Когда родители ругаются, дети переживают сильное волнение и обиду — волнение из-за того, что мир и спокойствие в доме поставлены под угрозу, а обиду — из-за их действительной или воображаемой роли в семейном скандале.

Таким образом, семья выступает важным фактором в формировании личности ребенка. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

Основные типы обращений по поводу конфликтов между детьми и родителями по результату анализа звонков за период с 01.01.2012 по 31.10.12., поступивших в службу Детский телефон доверия ЦЭПП МГППУ.

 

Тип звонка Количество звонков и их доля по отношению ко всему объему анализируемых звонков
 Обращение детей по поводу конфликта с родителями 197 (0,79)
Розыгрыш/звонок-развлечение/пранк 99(0,40)
 Обращения родителей по поводу конфликтов с детьми 259 (1,04)
Запрос юридического характера 66 (0,27)
Информационный запрос по проблеме 108 (0,43)
Обращение постоянного абонента 3 (0,01)
Переживания по поводу развода родителей

 

39 (0,16)
Отношения с усыновленными детьми

 

16 (0,06)
Недостаток информации о родителях или об одном из родителей 3 (0,01)
 Отсутствие эмоционального контакта с родителями

 

36 (0,14)
Потеря родительского авторитета 15 (0,06)
 Влияние на детей конфликтов между родителями

 

 

68 (0,27)

Анализ поступивших на Детский телефон доверия обращений по поводу  конфликта между детьми и родителями показывает, что  сложности в отношениях между родителями и детьми очень распространены. Конфликты могут возникнуть у родителей с детьми любой возрастной группы: от года – двух до восемнадцати лет.

 Техники работы с проблемой детско-родительских конфликтов.

  • Классификация абонентов, которым может оказываться психологическая помощь на телефоне доверия по данной проблеме, и особенности оказания психологической помощи в зависимости от ее характера.

По своей ориентированности психологическая помощь семье может оказываться:

  • семье в  целом; родителю или родителям; родителям и детям; ре­бенку или подростку.

По своему характеру психологи­ческая помощь абонентам может состоять:

  • в исследовании проблем воспитания детей в семье в нарушениях супружеских отношений родителей или в личностных проблемах родителей.
  • в рекомендации орга­низационных  мер,  связанных  с  воспитанием  ребенка, таких, как направление в специальные или вспомога­тельные школы, специальные детские сады, направление на   дополнительные   консультации   у   психоневролога, логопеда,    психолога-консультанта    другого   профиля и т. д.;
  • в рекомендации методов воспитания, обучения;
  • в профессиональной ориентации подростков;
  • в оп­ределении готовности  ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении;
  • в работе с родителями по объяснению им причин негативизма ребенка в ситуации детско-родительско конфликта;
  • в исследовании родительско-юношеских конфликтов, в основе которых лежат различного рода семейные треугольники, и работа с ними.
  • в исследовании родительско-юношеских конфликтов, в основе которых лежит слабая способность родителей помочь своему ребенку в проблемах формирования его мировоззрения (мировоззрение – основное новообразование юношеского возраста). Разработка методов повышения эффективности родителей в плане их способности оказывать помощь своему ребенку в проблемах формирования мировоззрения.
  • в выявлении основных групп воспитательных методов (методы, основанные на приоритете силы родителей; методы, основанные на лишении ребенка родительской любви; методы, основанные на обмене информации между родителем и ребенком, и на возбуждении в ребенке полезных с точки зрения целей воспитания чувств).

 Указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии.

 

Стратегии работы психолога-консультанта с обращениями  по поводу конфликтов между детьми и родителями.

Опишем возможные стратегии работы на детском телефоне доверия с обращениями по поводу конфликтов между детьми и родителями

Установление контакта. Установление эмоционального контакта с абонентом универсальная задача телефонного консультирования.

 Опыт открытого, уважительного взаимодействия со взрослым человеком может сам по себе иметь для абонента терапевтический характер. Способы установления эмоционального контакта подробно описаны в литературе, посвященной телефонному и очному психологическому консультированию (см. Моховиков 2001, Кейд Б., 2001).

Психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и преодоления трудностей во взаимоотношениях с подростком, в период подросткового кризиса.

Оказание психологической поддержки подростку в случае кризисного обращения, снятие эмоциональной напряженности, стабилизация эмоционального состояния подростка.

Поиск ресурсов и возможностей абонента для разрешения конфликтной ситуации в семье.

Пример консультации:

Психолог: Здравствуйте, детский телефон доверия.

Кристина: Здравствуйте.

Психолог: Я тебя слушаю. Скажи, пожалуйста, сколько тебе лет?

К.:14.

П.: Угу. Что случилось у тебя?

К.: Просто меня родители не понимают. (голос дрожит, волнуется сильно…)           

П.: Угу. Родители не понимают. А как тебя зовут?

К.: Кристина. Меня – Катерина.

П.:А в чем тебя не понимают родители?

К.: Не знаю. Они кричат все время. Я получила двойку, я вообще учусь нормально, а двойки только по английскому (голос дрожит…). Папа кричит по любому поводу, любят только младшую сестру.

П.: Угу.

К.:Я почти всегда виновата…

П.: То есть родители все время тебя критикуют за двойки, которые ты получаешь, да?

К.: Да, за уроки, за все такое.. (плачет..)

П.: Ты говоришь, что они хорошо относятся к младшей сестре, да?

К.: Ну да, в основном я всегда виновата..

П.: Угу. А кто тебе это говорит? Мама? в чем ты виновата?

К.: Во всем. Чтобы с сестрой ни случилось, все я. Вот, например, вчера папа первым пришел домой. Сестра пошла папу встречать,  я прикрыла дверь в своей комнате, сестре прищемила несколько пальцев. Родители начали на меня орать, а я ее даже не видела, что она туда пальцы засунула, родители стали орать, что это я виновата.

П.: Ты сейчас так огорчена, что родители тебя все время обвиняют, когда ты не виновата, да?

К.: Да. (волнуется…)

П.: А ты сейчас из дома звонишь?

К.: Да.

П.: А бы ты могла себя успокоить, чтобы тебе стало полегче сейчас? Какую поддержку ты могла найти для себя? кто тебя мог бы поддержать?

К.: Не знаю.  Я хотела, чтобы вы дали совет, что нужно сделать так, чтобы меня уважали.

П.: То есть у тебя создается ощущение, что тебя мама не уважает, папа..

К.: Да.

П.: Угу. Когда они тебя не уважают, что ты чувствуешь при этом?

К.: Не знаю.

П.: Ну как, обидно тебе или ты злишься на них?

К.: Злюсь.

П.: Ты маме не говорила, что тебе это неприятно? Что они так к тебе относятся?

К.: Говорила…Ноль внимания.

П.: Угу, то есть они еще больше тебя обижают?

К.: Да.

П.: Угу. А есть кто-то, кто тебя мог бы поддержать? Папа, какая-то подруга или может быть какой другой взрослый человек (бабушка, дедушка.)

К: Бабушка. Может быть.

 

В указанном примере консультации мы видим, как эмоционально реагирует абонентка на обвинения родителей, что служит для нее критерием того, что ее не понимают и не принимают родители. Основной аспект работы происходит в сфере стабилизации эмоционального состояния, работы с чувствами и поиска вариантов разрешения конфликтной ситуации с родителями.

 

Общие рекомендации.

Консультант на детском телефоне доверия должен правильно донести до абонента практические рекомендации в плане воспитания ребенка.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Особенно важным условием для предупреждения детско-родительского конфликта является соблюдение в семейном воспитании следующих принципов:

  • Открытость и доверительность отношений с детьми;
  • Оптимистичность взаимоотношений в семье;
  • Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

  • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
  • реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
  • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Опишем различные подходы к воспитанию детей в конфликтных ситуациях между родителями:

  • найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
  • сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Часто причинами детско-родительских конфликтов может быть неадекватная реакция родителей на возрастные кризисы  детей (кризис 1 года, 3 лет, кризис 6 -7 лет, подростковый кризис и др.) Поэтому в процессе консультирования важно объяснять родителям причины возникновения кризисов. Возрастные кризисы — переходные периоды в развитии ребенка. В частности, подростковый кризис проявляется в агрессивности ребенка, отрицательном отношении к нормам и правилам, желании быть независимым и отделиться от взрослого. Часто это может стать причиной конфликтного взаимодействия.

 

Для консультирования подростков в случае обращений по теме конфликтов с родителями могут быть даны следующие рекомендации.

 

  1. Подростку желательно не идти на открытую конфронтацию с родителями. Лучше выслушать мнение родителей на проблемную ситуацию и поразмышлять над тем, что именно хотели донести родители до подростка.
  2. Также желательно говорить о своих чувствах, что именно волнует подростка (или младшего школьника.) Возможно, это будет обида или гнев на родителей в ситуации недопонимания. Важно обсуждать и негативные моменты в общении между родителем и подростком, но благоприятным моментом будет являться обратная связь родителя по поводу чувств ребенка.
  3. Подростку необходимо постараться говорить родителю, на что нужно обратить внимание, чтобы конфликт был разрешен и вновь не возник между родителем и ребенком.
  4. Несмотря на стремление к независимости, подростку очень необходима эмоциональная поддержка родителей и их участие в его жизни. Об этом можно в доверительной беседе поделиться с родителями. Но, конечно, желательно, чтобы психолог в консультации квалифицированно раскрыл все трудности взаимоотношений между подростком и родителями.
  5. Желательно, чтобы в общении с родителями у подростка был установлен доверительный контакт, в результате которого подросток смог поделиться своими проблемами и трудностями (в учебе, в отношениях со сверстниками, в личных отношениях). Это поможет снизить тревогу в отношениях с родителями и позволит более конструктивно разрешать ситуации конфликта в дальнейшем.
  6. Во время диалога с родителями желательно не реагировать эмоционально, а стараться спокойно выслушать позицию родителей, и высказать свой взгляд на проблемную ситуацию, прийти по возможности к компромиссу и обсудить договор для достижения взаимопонимания в семье.

В заключение, рассмотрим позицию консультанта детского телефона доверия по данной теме [1].

  • Позиция отказа консультантом от рассмотрения личностных свойств и особенностей детей и родителей, в качестве первопричины особенностей взаимодействия между ними может быть эффективен для работы с этой проблематикой на телефоне доверия по множеству причин:
  • Рассматривая детско-родительский конфликт как процесс, независящий от индивидуальных особенностей родителей и детей по отдельности консультант тем самым лишен возможности оценивать их поведение с тех или иных позиций, что, на наш взгляд, повышает эффективность телефонной консультации,
  • Отказ от оценивания поведения конфликтующих сторон стимулирует абонента к тому, чтобы отказаться от «объективной» оценки поведения конфликтующих сторон или попытки доказать собственную правоту в этом конфликте,
  • Это позволяет консультанту занимать нейтральную позицию, не принимая в конфликте сторону ни родителей, ни детей,
  • Такой взгляд на взаимодействие между детьми и родителями позволяет сразу сосредоточиться на представленной абонентом проблеме, не тратя время на исследование личностных особенностей сторон конфликта, что существенно понижает временные затраты на процесс телефонного консультирования.

Обобщая описанные выше стратегии работы необходимо отметить, что за обращениями  детей по поводу конфликтов с родителями на телефон доверия чаще всего стоят ожидания получить поддержку психолога, а также получить определенный совет или рекомендации как поступить в той или иной ситуации взаимоотношений с родителями.

Часто родителями, которые обращаются за психологической помощью на телефон доверия, служит стремление разобраться в ситуации конфликта, установить доверительный контакт и найти приемлемое решение для устранения недопонимания с подростком.

 

      Литература

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М. 2005.
  2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, — СПб.: Питер, 2001. — 400 с.
  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М. 2004.
  1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2006.
  2. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Чей я — мамин или папин? — М.: МЦНМО, 1995.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Издательство «Питер», 1999.
Галкина Е.Н., педагог-психолог службы «Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ