Задачи психологической помощи подросткам средствами психологического консультирования по телефону

Статистика обращений на Детский телефон доверия ЦЭПП МГППУ показывает,  что среди  звонков от несовершеннолетних около 80% приходится на звонки детей подросткового возраста (от 12 до 18 лет). Преобладание звонков от этой возрастной  группы свидетельствует о том, что потребность в психологической помощи у подростков особенно большая. В данном докладе мы стремимся на основе анализа опыта работы с подростками на Детском телефоне доверия ЦЭПП МГППУ описать, какие задачи психологической помощи подросткам могут быть решены именно средствами телефонного консультирования и какова роль телефона доверия среди других форм оказания психологической помоши детям подросткового возраста.

Обобщая существующие в возрастной психологии концепции о подростковом возрасте можно сказать, что в этом  возрасте индивидуальное психическое развитие  характеризуется следующими процессами:

  1. Стремительные физиологические изменения;
  2. Становление системы социальных связей;
  3. Формирование собственной идентичности;
  4. Достижение автономии от родителей.

Интенсивные и значительные изменения, которые происходят во всех областях жизни подростка, делают подростковый период особенно сложным и напряженным. Возникновения препятствий и затруднений в решении актуальных задач возрастного развития  может вызвать у подростка ощущение собственного бессилия и побудить его обратиться за внешней помощью, в том числе психологической.

На основе анализа обращений подростков на Детском телефоне доверия можно выделить следующие наиболее распространенные факторы, осложняющие для подростков процесс их возрастного развития:

  • Нарушенные отношения в семье;
  • Особенности социального окружения подростка;
  • Нарушения здоровья.

Часто затруднения в процессе психического развития подростка происходят в результате внешних событий, оказывающих существенное влияния на жизненную ситуацию. К таким событиям можно отнести:

  • смерть значимого для подростка человека,
  • незапланированная беременность,
  • наличие у подростка ребенка,
  • переезд в другой город или другую страну и др.

Для того, чтобы определить, какие задачи психологической помощи подросткам могут быть решены средствами телефонного консультирования, необходимо обозначить специфические особенности этой формы психологической работы. Телефонное консультирование имеет по сравнению с очными формами работы, как преимущества, так и ограничения. С одной стороны, работа на телефоне доверия чаще всего носит разовый характер, и поэтому не дает возможности выстроить с подростком длительные доверительные отношения и отследить результат. Другой особенностью психологического консультирования по телефону является использование только одного (аудиального) канала передачи информации, что также сужает возможности этой формы психологической помощи.

С другой стороны обращение за помощью на телефон доверия требует от подростка гораздо меньше физических, материальных и эмоциональных затрат, чем обращение за очной психологической помощью. Кроме того, благодаря анонимности телефонного консультирования подросток в рамках телефонного диалога может чувствовать себя более безопасно и быть уверенным, что никто не узнает о его обращении к психологу.

Исходя из опыта и специфики работы Детского телефона доверия, особенностей психического развития на данном возрастном этапе мы выделили следующие задачи работы с подростками, которые могут быть решены средствами телефонного консультирования

  • Оказание подростку эмоциональной поддержки. Как показывает опыт работы на Детском телефоне доверия, любой подросток, обращающийся на телефон доверия, в первую очередь нуждается в том, чтобы его услышали, приняли его таким, какой он есть, вступили в контакт с его эмоциями и переживаниями.
  • Нормализация происходящих с подростком процессов. Часто у подростка вызывают большую тревогу и растерянность возникновение новых, непривычных для него способов реагирования на окружающую действительность. Например, у него могут возникать сильные эмоциональные реакции на ситуации, связанные с жестокостью и несправедливостью, на которые раньше он не обращал внимания. Когда в процессе телефонного диалога непривычные  способы реагирования и поведения  помещаются в контекст естественного возрастного развития подросток перестает воспринимать их, как свидетельство своей несостоятельности или ненормальности.
  • Изменение представления подростка о родителях и причинах их поведения и помощь в построении конструктивной стратегии поведения по отношению к ним. Когда обращение подростка на телефон доверия связано со сложностями в отношениях с родителями, консультант телефона доверия чаще всего не имеет возможности привлекать для диалога родителей, не знает их точку зрения на ситуацию и не имеет возможности проводить длительную работу, направленную на изменение детско — родительских отношений. Средствами телефонного консультирования мы можем только помочь подростку обозначить общую стратегию поведения в рамках детско — родительского взаимодействия, что чаще всего происходит через изменение способа восприятия подростком своих родителей и причин их поведения.
  • Помощь в определении своих интересов и приоритетов в данный момент жизни. Э. Эриксон описывает формирование идентичности как процесс интеграции подростком уже накопленного им жизненного опыта, своих способностей,  существующих социальных возможностей и предлагаемых социальных ролей, в результате которой у подростка возникает цельное представление о себе и о своем месте в мире. Часто для того, чтобы интегрировать и осмыслить свой жизненный опыт, подростку может быть необходим собеседник, которым в том числе может быть и психолог.
  • Помощь в определении желаемых социальных отношений и стратегии построения этих отношений. Основой для построения подростком желаемых социальных отношений является представление о его собственных интересах, определение того, с кем эти интересы могут быть разделены и как можно предъявить себя социальному окружению.
  • Помощь в адаптации к жизненным событиям, оказывающим существенное влияние на жизненную ситуацию подростка. Как отмечалось выше, такими событиями может быть беременность, рождение ребенка, переезд, смерть близкого человека и др. Чаще всего у подростка нет знаний и опыта, необходимых для переживания и адаптации к этим событиям. В рамках телефонного консультирования может быть оказана эмоциональная поддержка, дана необходимая информация и определена общая стратегия поведения в изменившейся жизненной ситуации, однако чаще всего подростку рекомендуется продолжить работу с психологом очною.
  • Помощь в построении подростком своей временной перспективы. На наш взгляд, построение временной перспективы — это одна из важнейших задач телефонного диалога, так как формирование картины будущего является одним из аспектов процесса формирования собственной идентичности. Как показывает множество эмпирических исследований, возникновение психологических затруднений приводит к нарушению или деструкции временной перспективы в целом, и наоборот построение целостной картины будущего является одной из конструктивных стратегий совладания со сложными жизненными ситуациями. В этом контексте совместное с психологом — консультантом конструирование картины будущей жизни, определение целей и планов часто позволяет подростку увидеть взаимосвязи между различными сторонами его жизни и самостоятельно определить стратегию поведения в его жизненной ситуации.

Является ли работа на телефоне доверия достаточно эффективной самой по себе или это только первый этап работы с подростком предполагающий оказание дальнейшей очной психологической помощи? В рамках телефонного консультирования в нашей службе мы в большинстве случаев предлагаем подростку обратиться за очной психологической помощью и пытаемся мотивировать его на это, хотя окончательное решение всегда остается за самим подростком. Можно предположить, что если запрос подростка преимущественно касается содействия в процессе его самоопределения и формирования идентичности, то часто разовой телефонной консультации может быть достаточно, в то время как если запрос связан с нарушением семейных или социальных взаимоотношений или адаптации к значительным изменениям в жизни , то может быть полезна дальнейшая очная психологическая работа.

Опыт работы на телефоне доверия показывает, что за помощью обращаются подростки из почти всех социальных групп (от подростков из малообеспеченных и социально неблагополучных семей  до представителей наиболее обеспеченных социальных групп). Многие из подростков, обращающихся на телефон доверия, не владеют информацией о том, что такое психологическая помощь, и чем именно она им может быть полезна, и никогда бы не обратились за очной психологической консультацией. В этом контексте телефон доверия можно рассматривать, в том числе и как один из инструментов, позволяющих дать подростку необходимую информацию о существующих формах психологической помощи и, тем самым, предоставить ему возможность разрешения своих психологических затруднений.

Геронимус И. А., психолог службы «Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ