Психологическая поддержка способна улучшить взаимоотношения детей и взрослых. При недостатке, отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным аффективным поступкам.
Психологическая поддержка — это процесс:
- в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах ребенка с целью повышения его самооценки;
- который помогает ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности;
- который помогает ребенку избежать ошибок;
- который поддерживает ребенка при неудачах.
Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо. Необходимо, чтобы взрослый обращал внимание на позитивные поступки ребенка и поощрял их.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1) опираться на его сильные стороны;
2) избегать подчеркивания промахов;
3) показать, что вы довольны поведением ребенка;
4) уметь проявлять любовь и уважение к ребенку;
5) уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие, с которыми ему легче будет справиться;
6) проводить больше времени с ребенком;
7) внести юмор в отношения с ребенком;
8) знать обо всех начинаниях ребенка;
9) уметь взаимодействовать с ребенком;
10) позволить ребенку самому решать свои детские проблемы;
11) избегать телесных наказаний;
12) принимать индивидуальность ребенка;
13) проявлять веру в ребенка;
14) демонстрировать оптимизм.
Слова поддержки:
- Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
- Ты делаешь это очень хорошо.
- 3. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
- 4. Это сложный вопрос, но я уверен, что ты готов к нему.
Средства поддержки:
- Слова: красиво; аккуратно; прекрасно; здорово; замечательно; вперед; продолжай и т.п.
- Высказывания: я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; я рад твоей помощи; спасибо; все идет прекрасно; я рад, что ты в этом участвуешь; я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал, и т.н.
- Прикосновения: похлопать по плечу; дотронуться до руки; мягко приподнять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его и т.д.
- Совместные действия: сидеть, стоять рядом; вести его; играть с ним; слушать его; принимать вместе пищу и т.д.
- Выражение лица: улыбка, подмигивание, кивок, смех и т.д.