В настоящее время большое количество детей и подростков нуждается в помощи специалистов психологических и иных служб. Для оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ), на базе Центра экстренной психологической помощи функционирует психологическая служба «Детский телефон доверия».
Служба оказывает экстренную психологическую помощь средствами телефонного консультирования детям, подросткам, родителям в ежедневном круглосуточном режиме, на условиях анонимности.
За время работы Службы принято более 39 тысяч вызовов. В Службе работают психологи, клинические психологи, психиатр, юрист.
В Службу обращаются как дети, так и взрослые — родители, родственники, друзья, соседи детей. Наиболее обширная детская аудитория Службы – это подростки от 12-ти до 18-ти лет. Основная тематика обращений подростков на телефон доверия это, прежде всего, отношения с родителями и сверстниками, трудности в учебной деятельности; к сожалению, нередки остро кризисные обращения, обращения в случаях травматических ситуаций, насилия, различных видов аддикций.
Анализ поступающих в Службу обращений показывает, что самой значимой проблемой для подростков являются трудности во взаимоотношениях с родителями. Этой тематике посвящен каждый пятый звонок, поступающий в Службу от детей и подростков. В основном, проблемы во взаимоотношениях выражаются в различных видах конфликтов между родителями и детьми (несогласие детей с требованиями, предъявляемыми родителями по отношению к ним, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, отказ родителей удовлетворять те или иные детские просьбы и желания, зачастую навязываемые современному подростку СМИ, подростковой субкультурой).
Другой, не менее значимой проблемой у подростков в возрасте 14-16-ти лет являются трудности, возникающие в отношениях со сверстниками. Проблемы возникают в отношении статусных ролей в группе сверстников, неумения подстраивать свое поведение под групповые нормы. Очень часто подростки жалуются на разные виды конфликтов с ровесниками, которые выражаются в отвержении подростка группой сверстников, изоляции, которой подвергается подросток как в школе, так и в неформальной группе, и в целом неудовлетворении общением. Увеличиваются жалобы подростков на агрессивное поведение, в том числе и насилие со стороны других подростков — одноклассников либо старшеклассников, чаще всего упоминается физическое насилие и психологическое (эмоциональное) насилие, причем возраст детей, подвергшихся избиениям, «травле», унижениям более чем в половине случаев таких обращений составляет 7-10 лет.
Часто к психологам Службы обращаются дети и подростки по поводу различных проблем здоровья. В основном дети обращаются с жалобами на плохое настроение, подавленность, раздражительность, несдержанность, различные по содержанию страхи, нарушения сна, сложности общения со сверстниками. Много обращений и по поводу психосоматических заболеваний и со стороны детей и со стороны родителей: жалобы на головокружение, головные боли, боли в животе и другую симптоматику. Есть обращения по поводу ранней беременности, и первого сексуального опыта.
Психологи Службы попытались составить портрет среднестатистического ребенка, обратившегося на Детский телефон доверия. Это девочка-подросток 11-15-ти лет, учащаяся 5-8–го класса, из неполной или неблагополучной семьи, с проблемами во взаимоотношениях с родителями либо сверстниками, и в целом с проблемами социальной адаптации и испытывающая вначале разговора с психологом тревогу, опасения, что ее не поймут. В процессе консультирования при условии установлении доверительных отношений с психологом подросток «оттаивает», подробно рассказывает о своих проблемах и готов следовать рекомендациям психолога.
Мальчики и юноши обращаются в Службу гораздо реже, в основном в кризисных и очень тревожных для них ситуациях, либо устраивают разнообразные розыгрыши и демонстративно подчеркивают свое нежелание говорить о личных проблемах.
Исходя из опыта психологов-консультантов «Детского телефона доверия» МГППУ, можно отметить, что современного ребенка беспокоят типичные для его возраста проблемы, практически мало изменяющиеся в разные времена (конфликты, проявления насилия со стороны родителей, сверстников, внутриличностные конфликты, учебные трудности). Есть и проблемы, связанные с особенностями современного общества: новые формы аддикций (компьютерной, Интернет), проблема раннего употребления наркотических средств, алкоголя, табака, проблемы ранних сексуальных контактов, нарушения, связанные с поведением (неуправляемость, неконтролируемость, непослушание), также увеличивается частота обращений с жалобами соматического характера.
Однако следует отметить, что современный подросток готов делиться своими проблемами с психологами, принимать помощь и поддержку в разрешении своих жизненных трудностей.
Вихристюк О.В. О трудностях детского и подросткового возраста // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «На пороге взросления» 23-25 ноября 2011 г. – М., МГППУ, 2011.