Конфликт – явление очень частое практически в любых отношениях, среди людей разных возрастов, полов, социальных принадлежностей и прочего. Несмотря на негативные эмоциональные ассоциации с этим понятием, конфликт является отличным средством для саморазвития. Пытаясь решить проблемную ситуацию, ставшую камнем преткновения между вами и другим человеком, вы не только тренируете собственную выдержку, эмоциональную сдержанность, волю, изобретательность, коммуникабельность и много еще чего, но и при хорошем исходе углубляете вашу связь с оппонентом, делая его скорее другом, чем врагом. Главное – конфликтовать правильно. Дабы не доводить ситуацию до скандала, битья посуды и членовредительства, попробуйте делать следующее:
1. Избегайте обобщений. Все эти «ты всегда», «ты никогда», «каждый раз» и тому подобное не особо располагают к восприятию вас как человека, который хочет разобраться в проблеме. За подобными оборотами всегда стоит попытка обвинить другого, чему другой, естественно, не рад. Говорите конкретно: что именно и в какой ситуации вас не устроило. Если добавите к этому еще и предложение, как это исправить, фактически перейдете от пафосных склок к мозговому штурму.
2. Не оценивайте оппонента в целом. Человек мог сделать что-то вам неприятное случайно, от безысходности, от неумения взаимодействовать иначе, на эмоциях и еще по сотне других причин. Собственно, на начальном этапе не так и важно, почему он это сделал. Важно, что речь об отдельном поступке, а не о личности в целом (даже если эта личность вам не особо нравится, общее отношение должно остаться за скобками). Как только вы даете характеристику человеку, вы тут же входите в позицию обвинителя, из которой сложно выйти, а решить проблему без последствий вообще не реально.
3. Вообще старайтесь больше говорить о себе, чем об оппоненте. Ведь это вам что-то не нравится, вот и говорите об этом. Заявите о своих чувствах, объясните желания и намерения – это располагает.
4. Не зацикливайтесь на эмоциях. Да, обида – вещь ценная, просто так с ней расставаться не хочется. Это ведь козырь в рукаве – потом всегда можно вспомнить об обиде, чтобы выклянчить себе уступку со стороны оппонента. Только это, как вы понимаете, дурной тон. Лучше отбросьте в сторону идею об уязвленном самолюбии, и подойдите к вопросу рационально. Самолюбие можно поправить, реализуясь в вашем любимом деле. У вас ведь оно есть? Нет? Возможно, поэтому вы и заняты поиском проблем.
5. Избегайте двусмысленных фраз. Человек, охваченный эмоциями, плохо воспринимает юмор, а любую двойственность трактует не в лучшую сторону. Решению проблемы это точно не поможет.
6. Оцените ситуацию. Чаще всего конфликт запускается таким пустячным поводом, что на него не стоит тратить и минуты. Если ваш сосед выдавливает пасту с середины тюбика, вы можете потерять полдня в философском дискурсе о богоугодных способах выдавливания, но на следующий день столкнетесь с той же проблемой. Стоит ли оно того?
7. По той же причине не пытайтесь переделать человека под себя. Это утомительно и чаще всего бесполезно. Хотя бы потому, что переделанный он потеряет всякую индивидуальность вместе с привлекательностью.
Эти нехитрые приемы позволят извлечь чуть больше пользы из любого конфликта и сохранить нервы и время на решение более важных задач. Мы ведь помним, что они у вас есть!