СПЕЦИФИКА ОБРАЩЕНИЙ ПОДРОСТКОВ НА ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ, РАБОТАЮЩИЕ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ И МЕГАПОЛИСАХ

Обращение к психологу в современном обществе не является принципиально новым аспектом. Сейчас это достаточно распространенная практика. Особенно актуальной психологическая помощь становится в условиях современного ритма жизни, воздействия стрессоров на человека, дефицита времени для обеспечения психологической безопасности личности человека. Чаще всего данным факторам стресса подвержены люди, проживающие в крупных городах и мегаполисах, и в большей степени это касается детей и подростков.

Аналитический психолог Светлана Костина-Ерыкалова подтверждает: «Многие обращаются за помощью к психологу, жалуясь на стресс, депрессию, повышенную утомляемость, тревогу, вызванные высокими темпами жизни, невозможностью сделать паузу, побыть в тишине. На первый взгляд здесь нет влияния особого стресс-фактора. Однако стресс возникает не только в экстремальных условиях: он заключен в повседневной жизни, и день за днем подтачивает наши силы».

Центральным понятием в концепции городской жизни становится понятие перегруженности. Перегрузка касается, прежде всего, сенсорных и когнитивных систем. При воздействии на подростка она вызывает специфически «городские» черты, порожденные экономией ресурсов для обработки информации, и, во-вторых, эмоциональные состояния, присущие жителям большого города. Молодые люди в мегаполисе стремятся взаимодействовать друг с другом в четко заданных рамках и не выходить за их пределы. По возможности, они стремятся оградить себя от контактов с окружающими, это подтверждает рост количества коммуникаций в социальных сетях и сети Интернет. Невмешательство в чужую жизнь становится нормой, однако чувство собственной психологической безопасности неуклонно снижается, обостряя сыплющиеся на современного подростка проблемы.

По мнению ряда исследователей, сейчас в обществе формируется социальное направление личности, ориентированное на психологическое здоровье. Привычки, образ мышления и поведения формируются в подростковом возрасте, когда на него особенно влияют социальные контактыВсе большее количество детей и подростков нуждается в помощи организаций, занимающихся психологической и психотерапевтической помощью. Телефонные службы в силу их доступности, демократичности и экономичности получили широкое распространение. Практика телефонного консультирования занимает все больше места в системе психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Телефонное консультирование имеет по сравнению с очными формами работы ряд преимуществ, но, в тоже время, и ряд ограничений. С одной стороны, работа на Телефоне доверия (далее ТД) чаще всего носит единовременный характер, и поэтому не дает возможности выстроить с подростком длительные доверительные отношения и отследить результат. Другим ограничением психологического консультирования по телефону является использование только аудиального канала передачи информации, что также сужает возможности этой формы психологической помощи.

Среди преимуществ телефонной помощи можно выделить следующие. Во-первых, Телефон доверия требует от подростка гораздо меньше физических, материальных и эмоциональных затрат, чем обращение за очной психологической помощью. Кроме того, благодаря анонимности телефонного консультирования подросток в рамках телефонного диалога может чувствовать себя более безопасно и быть уверенным, что никто не узнает о его обращении к психологу. У подростка зачастую хватает решимости обратиться за помощью только при условии гарантированной анонимности. Телефонный контакт сам по себе в наибольшей степени гарантирует подростку анонимность. Но конфиденциальность обращения на Телефон доверия имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. Анонимность в большом городе дает большую свободу для проявления индивидуальности, но также служит опасным механизмом, запускающим безнравственное и неэтичное поведение. Это подтверждает значительное количество звонков-розыгрышей, поступающих на Телефон доверия. По данным статистики сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета (далее ДТД) за 12 часовую смену работы ДТД может поступать 15 — 80% звонков-розыгрышей от всех обращений, поступивших в службу. Среднее же значение составляет 25-30%.

Чем же привлекателен Телефон доверия для подростков? Для подростка его контакт с другим человеком, установленный с помощью технического средства связи, кажется более современным и, как следствие, более привлекательным. Сама возможность взять в руки аппарат и таким образом «владеть» контактом, контролировать его, управлять им по своему желанию (можно всегда прервать его, если он станет нежелательным), — сама эта возможность импонирует подросткам.

Телефонный вид связи подростка и психолога доступен во времени и на расстоянии. Наилучший режим работы детского Телефона доверия — круглосуточный.

Эмоциональный фон подростков меняется очень быстро, но при этом испытываемые ими негативные эмоции, такие как отчаяние, тоска, ярость, ненависть, одиночество и т. п. — реально глубокие чувства. Подростку важно обратиться за помощью именно в данный переживаемый момент. Имея при себе номер ТД и телефонный аппарат, подросток ощущает доступность для него обращения на Телефон доверия.

Если подросток живет в небольшом городе, поселке, он ощущает психологическую помощь как недоступную для себя. Частично это объясняется тем, что или психологической помощи нет там, где он живет, или ею невозможно воспользоваться и сохранить обращение в тайне. Отсюда ощущение недоступности для себя психологической помощи. Оно преодолевается возможностью обратиться за помощью по Телефону доверия на любом расстоянии. Специфика ТД небольших городов отражает сложность установления контакта между подростком и психологом из-за страха обратившегося разглашения ситуации. Конечно, Телефон доверия соблюдает конфиденциальность, но задачей психолога стоит создать «безопасный контакт» между ним и клиентом.

Для подростка, живущего в мегаполисе специфичен и свой круг проблем, отличающий его от проблем, с которым сталкиваются дети небольших населённых пунктов. Конечно, общий спектр проблем приблизительно одинаков. Рассмотрим его в таблице 1.

Таблица 1

Специфика обращений, поступающих на Телефон доверия1 в мегаполисе (г.Москва)

Причина обращения

%2

1.

Травматические ситуации (насилие сексуальное, физическое, психологическое)

9%

2.

Семейная проблематика

21%

3.

Отношения со сверстниками

28%

4.

Психические состояний (депрессия, агрессия, страхи и т.п.)

4%

5.

Обращения по поводу затруднений, возникающих при общении в сети интернет.

0,7%

6.

Низкая самооценка, сложности в принятии себя, как личности

1,2%

7.

Другое

36,1%

Можно предположить, что подростков в мегаполисе при обращении на Телефон доверия интересуют специфические вопросы, присущие жителям больших городов, такие как: страхи, фобии, социальные контакты и сложности их установления, проблемы связанные с коммуникациями и коммуникативными каналами (Интернет и пр.). Так же достаточно специфичны и проблемы личности в большом городе: сложности самоутверждения и самореализации, принятии себя и др.

Ермолаева Анна Валериевна

Руководитель сектора дистанционного консультирования

«Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ,

Москва, Россия

Ermolaevaav@mgppu.ru

1 По данным сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ за

2011-2012 год.

Процент консультативных обращений от всех поступающих звонков на ДТД