Обращение к психологу в современном обществе не является принципиально новым аспектом. Сейчас это достаточно распространенная практика. Особенно актуальной психологическая помощь становится в условиях современного ритма жизни, воздействия стрессоров на человека, дефицита времени для обеспечения психологической безопасности личности человека. Чаще всего данным факторам стресса подвержены люди, проживающие в крупных городах и мегаполисах, и в большей степени это касается детей и подростков.
Аналитический психолог Светлана Костина-Ерыкалов
Центральным понятием в концепции городской жизни становится понятие перегруженности. Перегрузка касается, прежде всего, сенсорных и когнитивных систем. При воздействии на подростка она вызывает специфически «городские» черты, порожденные экономией ресурсов для обработки информации, и, во-вторых, эмоциональные состояния, присущие жителям большого города. Молодые люди в мегаполисе стремятся взаимодействоват
По мнению ряда исследователей, сейчас в обществе формируется социальное направление личности, ориентированное на психологическое здоровье. Привычки, образ мышления и поведения формируются в подростковом возрасте, когда на него особенно влияют социальные контакты. Все большее количество детей и подростков нуждается в помощи организаций, занимающихся психологической и психотерапевтиче
Телефонное консультирование имеет по сравнению с очными формами работы ряд преимуществ, но, в тоже время, и ряд ограничений. С одной стороны, работа на Телефоне доверия (далее ТД) чаще всего носит единовременный характер, и поэтому не дает возможности выстроить с подростком длительные доверительные отношения и отследить результат. Другим ограничением психологического консультирования по телефону является использование только аудиального канала передачи информации, что также сужает возможности этой формы психологической помощи.
Среди преимуществ телефонной помощи можно выделить следующие. Во-первых, Телефон доверия требует от подростка гораздо меньше физических, материальных и эмоциональных затрат, чем обращение за очной психологической помощью. Кроме того, благодаря анонимности телефонного консультирования подросток в рамках телефонного диалога может чувствовать себя более безопасно и быть уверенным, что никто не узнает о его обращении к психологу. У подростка зачастую хватает решимости обратиться за помощью только при условии гарантированной анонимности. Телефонный контакт сам по себе в наибольшей степени гарантирует подростку анонимность. Но конфиденциальнос
Чем же привлекателен Телефон доверия для подростков? Для подростка его контакт с другим человеком, установленный с помощью технического средства связи, кажется более современным и, как следствие, более привлекательным. Сама возможность взять в руки аппарат и таким образом «владеть» контактом, контролировать его, управлять им по своему желанию (можно всегда прервать его, если он станет нежелательным), — сама эта возможность импонирует подросткам.
Телефонный вид связи подростка и психолога доступен во времени и на расстоянии. Наилучший режим работы детского Телефона доверия — круглосуточный.
Эмоциональный фон подростков меняется очень быстро, но при этом испытываемые ими негативные эмоции, такие как отчаяние, тоска, ярость, ненависть, одиночество и т. п. — реально глубокие чувства. Подростку важно обратиться за помощью именно в данный переживаемый момент. Имея при себе номер ТД и телефонный аппарат, подросток ощущает доступность для него обращения на Телефон доверия.
Если подросток живет в небольшом городе, поселке, он ощущает психологическую помощь как недоступную для себя. Частично это объясняется тем, что или психологической помощи нет там, где он живет, или ею невозможно воспользоваться и сохранить обращение в тайне. Отсюда ощущение недоступности для себя психологической помощи. Оно преодолевается возможностью обратиться за помощью по Телефону доверия на любом расстоянии. Специфика ТД небольших городов отражает сложность установления контакта между подростком и психологом из-за страха обратившегося разглашения ситуации. Конечно, Телефон доверия соблюдает конфиденциальнос
Для подростка, живущего в мегаполисе специфичен и свой круг проблем, отличающий его от проблем, с которым сталкиваются дети небольших населённых пунктов. Конечно, общий спектр проблем приблизительно одинаков. Рассмотрим его в таблице 1.
Таблица 1
Специфика обращений, поступающих на Телефон доверия1 в мегаполисе (г.Москва)
№ |
Причина обращения |
%2 |
1. |
Травматические ситуации (насилие сексуальное, физическое, психологическое) |
9% |
2. |
Семейная проблематика |
21% |
3. |
Отношения со сверстниками |
28% |
4. |
Психические состояний (депрессия, агрессия, страхи и т.п.) |
4% |
5. |
Обращения по поводу затруднений, возникающих при общении в сети интернет. |
0,7% |
6. |
Низкая самооценка, сложности в принятии себя, как личности |
1,2% |
7. |
Другое |
36,1% |
Можно предположить, что подростков в мегаполисе при обращении на Телефон доверия интересуют специфические вопросы, присущие жителям больших городов, такие как: страхи, фобии, социальные контакты и сложности их установления, проблемы связанные с коммуникациями и коммуникативными каналами (Интернет и пр.). Так же достаточно специфичны и проблемы личности в большом городе: сложности самоутверждения и самореализации, принятии себя и др.
Ермолаева Анна Валериевна
Руководитель сектора дистанционного консультирования
«Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ,
Москва, Россия
Ermolaevaav@mgpp
1 По данным сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ за
2011-2012 год.
2 Процент консультативных обращений от всех поступающих звонков на ДТД