Завершение обучения в школе для учащихся с психологической точки зрения связан с определёнными трудностями, которые показывают, насколько выпускники готовы к взрослой жизни и насколько уровень их притязаний адекватен имеющимся у них возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для подростков особую значимость.
Процедура прохождения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) — деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню их знаний и развития психических функций.
Все это порождает общее состояние тревожности и стресса, как у детей, их родителей, а так же педагогов образовательных учреждений. В этот сложный период им на помощь может прийти телефонное консультирование
Задачами психологического сопровождения школьника в период школьных выпускных экзаменов средствами телефонного консультирования являются:
1. предупреждение проблем и работа с трудностями, возникшими в период подготовки к экзаменам и непосредственной их сдачи;
2. помощь (содействие) выпускнику в коррекции нарушений эмоционально-вол
3. совершенствовани
4. овладение технологиями и методами психологической саморегуляции, самоконтроля, самокоррекции;
5. развитие психологической компетентности родителей и педагогов по вопросам регуляции эмоциональной сферы детей и их поддержки в стрессовой ситуации, профилактики неврозов;
6. обучение умениям (приемам) эффективного самораскрытия и самоанализа, использование своих психологических особенностей и возможностей для успешной подготовки и сдачи экзаменов.
К особенностям деятельности психолога на телефоне доверия, связанной с сопровождением учащихся при подготовке к ЕГЭ, относятся:
— информирование учащихся, родителей и педагогических работников о типичных трудностях, возникающих у школьников при подготовке и сдаче экзаменов;
— развитие мотивации к преодолению трудностей (рассеянность внимания, быстрая утомляемость, сложности в запоминании большого объема учебного материала), а так же несистематичност
— создание условий для сохранения физического и психического здоровья учащихся в период подготовки, сдачи ЕГЭ и при ожидании его результатов;
— своевременное предупреждение и профилактика возможных деформаций личности выпускника.
Перечисленное – суть психологической поддержки выпускников любого образовательного учреждения, которая успешно может осуществляться средствами телефонного консультирования по следующим направлениям:
-
Психологическое консультирование (индивидуальная дистанционная помощь);
-
Психологическое просвещение, формирование психологической культуры.
-
Психопрофилактик
а.
Содержание этих видов психологической поддержки выпускников средствами телефонного консультирования предполагает более детальное рассмотрение направлений консультативной помощи:
1. Консультирование и просвещение педагогов;
2. Консультирование и просвещение родителей;
3. Консультирование школьников.
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса строится в зависимости от специфики их запросов. Как показывает практика, педагогов чаще всего интересуют правовые и этические аспекты их педагогической позиции. Родителей беспокоит процесс подготовки, ожидаемые результаты сдачи ЕГЭ и связанное с этим физическое и психическое благополучие своего ребенка. Сами выпускники чаще всего обращаются по вопросам, связанным с благополучием эмоционально-вол
На телефон доверия такие обращения поступают регулярно. За месяц до сдачи ЕГЭ (по результатам деятельности сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» МГППУ в 2010 году) таких обращений от детей и их родителей поступило более 30, в период непосредственной сдачи экзаменов поступило 42 обращения, по окончанию экзаменов – 28 обращений.
Характер обращений меняется в зависимости от времени обращения абонента до или после экзаменов. Так, до экзамена школьники и их родители обращаются по поводу страхов-ожиданий
Во время сдачи экзамена стрессовая симптоматика нарастает. В этот период могут возникать так называемые «процессуальные трудности», которые связаны с самой процедурой сдачи Единого государственного экзамена. Технология сдачи во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что является причиной затруднительных ситуаций во время экзамена. Процессуальные трудности вызваны в основном недостаточным знакомством с алгоритмом проведения экзамена, и их преодоление должно ориентироваться на овладение детьми специфическими навыками, определяемыми особенностями процедуры ЕГЭ.
По окончанию сдачи экзаменов сами выпускники и, в большей степени, их родители обращаются за информационной поддержкой. Зачастую это связано со следующими их затруднениями: «Где узнать результаты экзамена? Как подать апелляцию? Что делать при отрицательной оценке?» и другие.
Одним из существенных аспектов психологического сопровождения выпускника является ознакомление родителей и педагогов со способами конструктивного общения с ним, создание благоприятного психологического климата в семье и школе. Психологи на телефоне доверия помогают позвонившему родителю или учителю найти наиболее адекватные способы и решения помощи детям.
Для того чтобы научится поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание, на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.
Все это многообразие проблем лежит в компетенции психолога-консул
Ситуация Единого государственного экзамена является сложной практически для всех выпускников. Поэтому в данном случае телефонное консультирование является эффективным средством, которым можно воспользоваться в случае возникновения трудностей или нарастания напряжения, средством сопровождения выпускника на протяжении всего периода сдачи экзаменов и способствует решению этой социальной задачи.
Используемые источники:
-
Все о ЕГЭ. Тематический выпуск //Вестник образования. – 20002. — №2. Пилотный выпуск.
-
Ерхова, М.В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ. — Ульяновск: УИПКПРО, 2004 – 17с.
-
Кадневский, В., Гребенникова, Н. Станут ли тестовые технологии ЕГЭ здоровьесберегаю
щим фактором в системе современного образования / Педагогическая диагностика. – 2008. — № 6. – С. 37-50.
Ермолаева Анна Валериевна
Руководитель сектора дистанционного консультирования
«Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ,
Москва, Россия
Ermolaevaav@mgpp