Детский телефон доверия глазами сотрудников

telefon_doverijaМожет быть, у тебя возникало желание позвонить на Детский телефон доверия, но одолевали сомнения: какие люди там работают, что они скажут и можно ли с ними поделиться самым важным? Или тебе уже помогли, и ты хочешь узнать чуть больше о том, кто и почему выбирает эту работу; как эти люди воспринимают звонящих детей и подростков? Эта статья о том, как мы – сотрудники – видим Детский телефон доверия. В тексте собраны отрывки из интервью с разными консультантами, которые хотели поделиться своим восприятием нашей работы.

Формат работы на телефоне доверия можно назвать уникальным. Телефонный разговор создает особое пространство: безопасное, с возможностью абоненту быть таким, каким захочется. Анонимность и дистанция дают возможность быть любым: собой, не собой, собирательным образом или конкретным человеком, проигрывая виртуальные сценарии и приобретая таким образом важный опыт, который почти не доступен в обыденной жизни и в очном консультировании. Задача психолога в это время – поддержать абонента, помочь ему или ей оформить сбивчивые мысли в слова. Это сложная и необыкновенно интересная работа – не навязывать свое мнение, свое видение ситуации, а помогать детям и подросткам лучше понять самих себя, увидеть ситуацию с другой стороны. «Именно в такой работе ощущаешь свою «нужность», «полезность», — рассказывает один из сотрудников. — Здесь не себя как товар продаешь и не подвиги совершаешь, а просто сталкиваешься с реальными, практически обыденными, ежедневными сложностями обычных людей. И в этой ситуации приятно чувствовать, что в процессе совместного обсуждения, диалога абонент может найти подходящее решение для своей ситуации».

Отдельно нужно отметить особый ритм, в котором все мы работаем. Работа на Детском телефоне доверия – это калейдоскоп самых разных тем и эмоций: тут и неудачи в школе, и проблемы с родителями, и суицидальные мысли, и несчастная любовь. Вряд ли где-то еще психолог может за один день выслушать и постараться понять стольких разных людей с их уникальными историями. «Каждый раз, приступая к работе, я думаю о предстоящих встречах, – сообщает другой сотрудник, — встречах с разными людьми, ищущими поддержки и сочувствия, находящимися в поиске ответов на свои вопросы, и каждая история, каждая встреча значима для меня». Для нас важно чувствовать, что мы даем возможность абоненту выговориться, когда на душе «накипело» и нет никакой возможности рассказать о происходящих в его жизни событиях ни друзьям, ни родителям. И мы слушаем, поддерживаем, даем понять, что человек не одинок.

Кроме того, для многих работников ДТД очень важен коллектив и возможность доверять своим коллегам. Так как все мы – специалисты в разных областях и направлениях психологии, мы можем постоянно учиться друг у друга, профессионально развиваться и просто получить поддержку в тяжелой ситуации. Такое разнообразие консультантов дает абонентам возможность, если это нужно, позвонить несколько раз и обсудить свою проблему с разных точек зрения. И даже если у тебя возникло чувство, что психолог тебя не понимает, ты можешь перезвонить в другое время и найти более подходящего лично тебе консультанта. «Для меня очень важно, что я с уверенностью могу сказать абоненту, что у нас много прекрасных консультантов, — поясняет один из сотрудников. — Он может перезвонить в другой день, и ему снова помогут». «Мне кажется, — добавляет другой, — польза ДТД заключается в ответственном отношении команды психологов к работе с ребятами».

Вот вкратце то, что мы можем рассказать тебе о Детском телефоне доверия – нашем месте работы. Надеемся, это поможет тебе решиться позвонить, когда понадобится с кем-то поговорить. Если у тебя возникли дополнительные вопросы о том, как работает наша служба, ты в любой момент можешь позвонить и обсудить их с дежурным консультантом.

Статья составлена психологами 

Детского телефона доверия ЦЭПП МГППУ