Кому развлечение, а кому — работа: звонки-розыгрыши на телефоне доверия

maxresdefaultВозможно, тебе приходилось слышать, как разные ребята звонят на Детский телефон доверия с шутками и разными историями. Может быть, тебе будет интересно узнать, что происходит, когда психологи принимают такие звонки. Эта статья даст тебе возможность немного «подсмотреть» за работой консультантов Детского телефона доверия и узнать, как на ней отражаются звонки-розыгрыши.

«Важен каждый звонок», — этот принцип можно назвать основным в работе консультантов. Психологу за смену приходит много разных звонков: может позвонить подросток, которого выгнали из дома и ему некуда пойти; могут позвонить родители ребенка, которого на улице избили и теперь у него случаются приступы страха – когда звонит телефон, мы не знаем заранее, с чем к нам обращаются, и готовимся ко всему. Более того, даже когда нам звонят и с хохотом говорят что-то вроде: «У меня такой длинный нос, что он застрял в бутылке!» или «Я отрезал себе ногу бензопилой! Что мне делать?!» — с такими звонками мы тоже ведем определенную работу.

Как и почему мы работаем с розыгрышами?

Бывает так, что ребенок или подросток не решается позвонить нам со своей настоящей проблемой. При этом проблема у них есть, поделиться с кем-то хочется, но нет доверия к собеседнику. Такие ребята иногда звонят и молчат или разыгрывают, чтобы послушать реакцию консультанта и убедиться, что ни за какие слова его не осудят, не будут ругать. Поэтому во время розыгрышей мы стараемся наладить контакт с позвонившим человеком, дать возможность раскрыться и рассказать о том, что по-настоящему его беспокоит.

К сожалению, нередко бывает так, что дети и подростки звонят просто от скуки, на спор или от жажды приключений – большой компанией, где один другого подначивает: «Давай! Говори, что тебя избивают!». В этих случаях установить контакт почти невозможно, особенно – если целая компания звонит десять-двадцать раз подряд. Однако мы должны продолжать вежливо, терпеливо объяснять таким абонентам, для чего существует Детский телефон доверия, с какими вопросами они могут звонить, если им понадобится помощь и т.п. Нужно признаться, это отнимает много сил и, что хуже всего, отвлекает от нашей работы. Может быть, тебе приходилось делать домашнее задание или готовиться к экзамену, когда вокруг настоящий сумасшедший дом: шумят дети, работает телевизор, родители ссорятся или что-то подобное – сосредоточиться невозможно, а бросить дело нельзя, ведь оно очень важное. Примерно так же мы чувствуем себя, когда нам звонят с розыгрышами —  в любой момент может обратиться человек с настоящим горем – умерла мама, ребенок тяжело заболел — а нам в ухо поют, кричат, смеются или читают стихи.

Наверное, тяжелее всего работать с розыгрышами, которые один-в-один похожи на настоящие консультации. Например, звонит девушка лет 14 и тихим, грустным голосом рассказывает, что она рассталась со своим молодым человеком и ей очень плохо, не хочется жить. Мы включаемся в ситуацию, начинаем психологическую работу, а она минут пять продолжает таким же «убитым» голосом, а потом слышен взрыв хохота, и связь прерывается. Мы остаемся с неприятным чувством, что над нами насмеялись, а буквально через две минуты может прозвучать такой же звонок – другая девушка будет похожим голосом рассказывать похожую историю. Верить ли ей? Или уже не включаться в ситуацию и работать в полсилы, чтобы не оказаться потом «в дураках»? Но ее случай – настоящий, и есть риск, что она не получит той помощи, в которой нуждается. Поэтому мы должны максимально включаться в работу с каждым звонком.

Наверное, цель этой статьи – дать тебе возможность чуть больше узнать о работе психолога на Детском телефоне доверия и о том, как на ней отражаются звонки-розыгрыши. Может быть, если твои знакомые решат позвонить нам просто ради смеха, ты захочешь рассказать им немного о том, что каждый день мы стараемся помочь тем, кому это действительно необходимо, а розыгрыши отнимают у консультантов время и силы.

Яна Викулова,

психолог ДТД