Адаптация ребенка к детскому саду

07 Авг 2014, Автор: admin

373_15_0Ребенок пошел в детский сад. Этому решению предшествовали часы тревог и раздумий, переживаний и сомнений. Как малыш адаптируется к новым условиям? Не будет ли плакать? Не заболеет ли? Какие там люди? Как его встретят? А если?.. А вдруг?..
Все правильно. Думать и тревожиться есть о чем. И, безусловно, малыша нужно готовить к детскому саду заранее. В чем же конкретно должна заключаться подготовка малыша к детскому саду? И что можно сделать, чтобы его адаптация к детскому саду прошла относительно безболезненно?

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

  • легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней. Аппетит налаживается в течение недели, ребенок прибавляет в весе, В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть  непродолжительным. К 20 дню сон нормализуется, защитные силы восстанавливаются к концу 2-3 недели. Острых заболеваний не возникает, болеет не чаще обычного или не болеет. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок спокойно и радостно начинает относиться к детскому коллективу.
  • адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание, длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса; Впервые дни возникает отказ от еды. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает во сне, просыпается со слезами. Сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца. Отчетливо выражены изменения в поведении и в деятельности вегетативной нервной системы: нарушение стула, бледность, потливость, диатез и т.д.
  • тяжелая адаптация — длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню. Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне. Сон восстанавливается к 60 дню. Неадекватное поведение ребенка граничит с невротическим состоянием.

Адаптация с осложнениями бывает:

— у детей, привыкших быть в центре внимания взрослых, удовлетворяющих все его прихоти.

— у детей 3 группы здоровья:  у них наблюдаются частые обострения основного заболевания.

— у единственных в семье детей, особенно чрезмерно опекаемых, зависимых от матери, неуверенных в себе.

— у детей с флегматическим темпераментом, так как они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть.

— у детей, чьи мамы имеют повышенную тревожность, неправильно оценивают собственную роль в жизни ребенка, не желают увидеть в поведении ребенка элементы манипулирования взрослыми.

У ребенка во время адаптационного периода могут наблюдаться:

  • Увеличение отрицательных эмоций: страхи, гнев, хныканье.
  • Познавательная деятельность может быть в спячке.
  • Социальные навыки могут растеряться.
  • Наблюдаются изменения в речи.
  • Двигательная активность: или сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.

Все вышеперечисленные характеристики проходят после адаптационного периода.

Примерные сроки успешной адаптации ребенка к детскому саду: в 3 года — 2-3 недели; в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц.

Рекомендации родителям для успешной адаптации ребенка:

1. В первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора: ребенку проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.

2. Лучше не приводить новичков своевременно в детский сад, чтобы ребенок стал свидетелем отрицательных эмоций и слез других детей при расставании со своими родителями. Лучше приводить на вечернюю прогулку, когда можно обратить внимание ребенка на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают ребят домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней встрече. Это поможет детям по утрам спокойнее переносить расставание.

3. Принести с собой игрушки, фотографию своей семьи, знакомые и привычные предметы – для обеспечения комфорта и уверенности.

4. Расскажите воспитателю об особенностях и привычках ребенка. Какие сказки любит читать, каких героев сказок и мультфильмов особенно любит, во что предпочитает играть. Опишите, как Ваш малыш реагирует на большие коллективы детей, громкие звуки, как Вы его успокаиваете, если он плачет…

5. Наблюдайте, как ребенок играет с другими детьми. Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями.

6. Со вниманием и интересом расспрашивайте ребенка о том, чем он занимается в детском саду, радуйтесь за его личные успехи и маленькие или большие победы.

7. Соблюдайте дома режим дня и рекомендации воспитателей детского сада.

8. Не обсуждайте при ребенке, если вам что-то не понравилось в детском саду, не формируйте негатив по отношению к воспитателям, сотрудникам.

9. Уменьшите нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

10. Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы.

11. Дома следует побольше играть с ребенком в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

12. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

Примерная программа адаптационного периода ребенка

1 неделя. Знакомство:

  • Можно привести ребенка во время прогулки: играя рядом с другими детьми, малыш может найти себе друга и через несколько дней согласится вместе с другими детьми войти в незнакомый дом.
  • Можно привести ребенка в группу, когда остальные дети гуляют и дать ему возможность не спеша освоить все, что непривычно и пугает его: туалетную комнату, раздевалку со шкафчиками, спальню, игровую комнату.
  • Во время нахождения ребенка в группе (около часа) желательно в течение всего времени присутствие мамы.

2 неделя.

  • Кратковременное отсутствие близкого взрослого, начиная с 10-15 минут и доведя до 2-3 часов.
  • Увеличение времени пребывания малыша в дошкольном учреждении (по его желанию).

Если адаптация к детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям о необходимости обратиться к специалисту.

Психолог ДТД Татьяна Карниз