Абонент в зоне доверия

В наше жесткое, если не сказать – жестокое, время дети и их родители все чаще нуждаются в помощи психологов. Причин тому много: сложнее становятся проблемы, связанные с развитием и взрослением ребенка, положением семьи в современном обществе и прочее, прочее.

Способов получить необходимую помощь тоже существует немало, но одним из наиболее востребованных вариантов экстренной помощи является дистанционное, то есть телефонное консультирование. Это подтверждает практика работы Общероссийского телефона доверия для детей, подростков и их родителей, единый номер которого – 8-800-2000-122 – заработал три года назад.

Сказать нельзя молчать.

Для детей, испытывающих одиночество, страх, тревогу, или взрослых, обеспокоенных какой-то ситуацией, касающейся ребенка, решиться на откровенный разговор – уже большой шаг. И телефон доверия дает шанс его сделать. Преимущества такого консультирования очевидны: экстренность, анонимность, конфиденциальность, доступность (звонок с любого городского или мобильного телефона бесплатный). Не говоря уже о том, что, когда очная встреча со специалистом по тем или иным причинам невозможна, звонок на телефон доверия становится единственным шансом получить квалифицированную помощь.

В чем именно? Составить представление об этом позволяет мониторинг, проведенный в столичных школах специалистами Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета, на базе которого работает одна из 232 психологических служб Общероссийского детского телефона доверия. В этом исследовании, прошедшем в 2013 году, приняло участие более двух с половиной тысяч респондентов – школьников, родителей, учителей.

Какие же проблемы беспокоят детей?

Мониторинг показал, что четвертая часть детей младшего подросткового возраста (10 12 лет), считает, что в их жизни проблемы отсутствуют. Остальные на первом месте по значимости указали трудности в отношениях со сверстниками, на втором проблемы, связанные с процессом обучения в школе.

Подростков 1317-ти лет, прежде всего, беспокоят неуверенность в себе, недовольство своим характером, внешностью и непонимание со стороны окружающих. Причем для старших подростков и юношества добавляются такие переживания как одиночество и неуспешность в будущем.

К кому дети обращаются за помощью?

Более чем в половине случаев источником помощи в трудной жизненной ситуации подростки назвали семью (55%), обратятся к друзьям около 18% опрошенных, ни к кому не будут обращаться — 15%, к одноклассникам – 6%, к школьному психологу – 3%, к классному руководителю – 2%, к другим учителям – 1%.

Мнения детей о том, нужен ли им телефон доверия, например, в трудной жизненной ситуации, разделились. В общей сложности не исключают возможности обращения к его помощи 40% подростков. Причем подавляющее большинство указало в числе основных причин такого обращения – «осложнение отношений с родителями». 34% опрошенных не обратятся за таким видом помощи, 26% затруднились ответить. При этом выразили готовность рекомендовать телефон доверия другу, оказавшемуся в трудной для него ситуации, 68% опрошенных подростков. Для сравнения: о том, что порекомендуют своим друзьям и знакомым обратиться на телефон доверия, заявили около 70% родителей.

С какими проблемами дети, по мнению их родителей и педагогов, обращаются на телефон доверия?

Сравнивая мнения педагогов с ответами самих школьников, исследователи отметили в целом понимание наиболее важных подростковых проблем: это отношения с родителями, затем с друзьями и сверстниками.

На первое место родители в качестве причины для звонка своих детей на телефон доверия поставили «угрозу их жизни и здоровью». Если педагоги и школьники на первое место по значимости поставили отношения с родителями, в семье, то сами родители расположили эту причину только на третьем месте (с достаточным отрывом от первых двух). Интересно, что и конфликты с учителями родителям представляется как малозначимая причина детского обращения на телефон доверия Хотя, на самом деле, эта третья по значимости категория обращений детей на телефон доверия.

С какими проблемами действительно чаще всего обращаются дети и родители на телефон доверия?

По статистике обращений в службу психологической помощи ЦЭЭП МГППУ, входящую в систему Общероссийского телефона доверия, дети в возрасте от 13-ти до 18-ти лет чаще всего звонят со следующими проблемами:

взаимоотношения в семье (с родителями, родственниками) – 27%

проблемы здоровья – 19%

учебные проблемы – 14%

проблемы взаимоотношения полов – 13%

отношения со сверстниками – 11%

различные психотравмирующие ситуации – 10%

другое – 6%

 

Родители же чаще всего консультируются со специалистами телефона доверия по поводу:

 взаимоотношений в семье (с ребенком, с ближайшими родственниками) – 30%

учебных проблем – 19%

проблем здоровья – 10%

психотравмирующих ситуаций – 7%

другое – 25%

Примечательно, что 9% звонков взрослых абонентов вызваны интересом к работе детского телефона доверия.

 

Подводя итог, можно сказать что:

– в то время как дети чаще всего информированы о функционировании детского телефона доверия, они не всегда понимают основные задачи, функции дистанционного психологического консультирования;

– родители детей зачастую неверно представляют себе, с какими проблемами подростки обращаются на детский телефон доверия;

– в то же время мнения детей о беспокоящих их проблемах совпадает с запросами, предъявляемыми ими на психологическое консультирование по телефону доверия;

– дети и их родители в целом готовы рассматривать детский телефон доверия как дополнительный элемент помощи в сложных для них ситуациях.

Таким образом, основные проблемы, с которыми обращаются на Детский телефон доверия, как дети, так и их родители, – это проблемы внутрисемейных взаимоотношений, а телефонное психологическое консультирование является одной из реальных форм помощи детям или родителям, оказавшимся в кризисной ситуации.

В случае осложнений отношений между родителями и детьми обращение на Детский телефон доверия может стать дополнительной возможностью получения помощи, своеобразным мостиком в налаживании детско-родительских отношений.

 

ВРЕЗ

Психологи-консультанты, работающие на линии Всероссийского детского телефона доверия, составили собирательные портреты своих собеседников.

Типичный несовершеннолетний абонент – это девочка-подросток 11-15 лет, учащаяся 5 – 8-го класса, из неполной или неблагополучной семьи. Больше всего ее беспокоят проблемы во взаимоотношениях с родителями либо сверстниками. Вначале разговора с психологом она испытывает тревогу, опасения, что ее не поймут, но в процессе общения, при условии установлении доверительных отношений, «оттаивает», подробно рассказывает о своих проблемах и готова следовать рекомендациям.

Типичный взрослый абонент, обращающийся на детский телефон доверия – одинокая работающая мама 35 – 45 лет, имеющая высшее (реже — среднее) образование. Она воспитывает ребенка/детей в семье, где несколько поколений проживают на одной территории. И это является дополнительной проблемой. Наравне с мамами бабушки также часто обращаются на Детский телефон доверия.

 

Олеся Вихристюк, к.пс.н., руководитель Центра экстренной психологической помощи ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»