Школьная тревожность у детей — что это
Простыми словами, школьная тревожность — это эмоциональный дискомфорт ребенка, связанный с успеваемостью, оценкой его поведения в школе, отношениями ребенка с учителями и другими детьми.
Ребенок как бы постоянно ожидает плохого отношения к себе из-за низкой оценки, второго места на соревновании, неидеального выступления на школьном концерте. Дети боятся, что родители их накажут, учителя осудят, а сверстники не захотят вместе играть или даже начнут буллить.
Причины школьной тревожности
Причины школьной тревожности у всех детей разные. Принципиально одно: проблема возникает в тот момент, когда ребенок — его поведение или успеваемость — не соответствует ожиданиям других людей (в первую очередь — значимых взрослых).
Уровень школьной тревожности повышается по следующим причинам:
- Переход в новую школу. Ребенок переживает, как сложатся отношения с новыми одноклассниками и учителями.
- Несоответствие уровня программы способностям ребенка. В этом случае ребенок регулярно оценивается как неуспешный.
- Регулярные оценочные процедуры в школе, которым приписывается важное значение. Ребенок должен быть все время готов к тому или иному тесту, который повлияет на его оценки, статус, будущее.
- Буллинг со стороны детей или учителя.
- Высокие требования, которые предъявляются к ребенку со стороны учителей и/или родителей.
Признаки школьной тревожности
Проявление школьной тревожности у детей крайне разнообразно. Но можно выделить основные признаки:
- частые соматические заболевания;
- головные боли и боли в животе (часто накануне контрольных или экзаменов);
- отказ отвечать у доски или ответ тихим слабым голосом;
- излишне тщательное выполнение домашних заданий;
- рассеянность на уроках;
- нежелание ходить в школу (вплоть до прогулов).
Эти проявления видны даже без дополнительных тестов школьной тревожности. Список можно продолжать, но идея понятна: хочется избежать столкновения со школьными трудностями, прогулы и болезни помогают остаться дома. Другой подход — застраховаться от ошибки: готовиться к каждому уроку чересчур тщательно.
Есть еще один характерный «симптом» — одержимость оценкой. Ведь именно высокая оценка может защитить ребенка — мол, по объективным критериям я успешен. Но здесь часто возникает парадокс: чем выше успеваемость, тем выше тревожность. Потому что страшно потерять достигнутый уровень. И именно этот аргумент, к сожалению, очень часто мы слышим от учителей, которые таким образом пытаются «мотивировать» детей.