Эта проблема рано или поздно беспокоит любую семью. Когда в школе нападают, обзывают, унижают ребенка другие дети или учителя, трудно понять, как помочь своему ребенку. Давайте рассмотрим, что такое школьная травля и что вы можете сделать как родитель.
Иногда учителя могут искать причину в самом ребёнке. («Он в классе – белая ворона, идет против коллектива, он какой-то странный») Однако травля не являются виной жертвы или ответственностью вашего ребенка. Никто не заслуживает издевательств.
Школьная травля может быть сложной проблемой, и иногда нет простого решения. Вот список некоторых принципов, лежащих в основе запугивания:
Издевательство — это преднамеренное причинение вреда другому человеку.
«Обидчик» может действовать в одиночку или когда рядом нет свидетелей, однако чаще бывает так, что издевательство происходит публично. Запугивание создает дисбаланс власти между «обидчиком» и «запуганным».
Издевательства происходят через повторяющиеся действия, и это обычно не одно событие.
У «обидчика» может не быть очевидных «поведенческих» проблем, и он может иметь хорошие социальные навыки.
Как правило, мальчики в большей степени занимаются физическими типами издевательств, тогда как девочки занимаются более вербальными, эмоциональными или социальными видами издевательств.
«Свидетели» могут принять сторону либо «обидчика», либо «запуганного».
«Свидетели» могут подбадривать, смеяться или активно участвовать в издевательствах.
Коллективная травля является наиболее травматичным видом преследования.
Вы можете начать замечать изменения с вашим ребенком, если его обижают в школе.
Если над вашим ребенком издеваются, вы можете заметить:
- Порезы, синяки, отметины на коже.
- Порванная или испачканная школьная одежда.
- Частые потери вещей в школе.
- Уход от других.
- Избегание школьных или социальных ситуаций.
- Разрывы дружбы.
- Чувство стресса, тревоги, депрессии.
- Потеря или увеличение аппетита.
- Проблемы со сном, головные боли, боли в животе.
Помощь жертве травли:
1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то ведет по отношению к ребенку агрессивно — физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь
чаду — составить список его хороших качеств, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у ребенка в голове всплывает список своих позитивных черт.
— Так и вижу картинку: против условного Васечкина идет условный Петечкин с кулаками, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой молодец, я хорошо разбираюсь в физике и компьютерах!»
— Не так все примитивно. Просто если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности — я ничего не значу, не умею… А такая уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.
2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит — а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.
— Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет…
— Не посмеет, если ты делаешь это с чувством достоинства (а ведь ты уже знаешь, какой список достоинств есть внутри тебя). Впрочем, это действительно совет не для всех, а для тех, у кого хорошая выдержка.
3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении — то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же — в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.
4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается — тем интереснее тирану.
5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та — ей: «тебе видней, ты умная»…
Смысл этих методов — толстокожести, парирования — в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком.
6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.
7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.
Если ваш ребенок подвергается издевательствам, он может поговорить с консультантом по телефону доверия в любое время и по любой причине.
Постарайтесь быть открытыми, чтобы услышать точку зрения ребенка и выслушать его, а не прыгать прямо к решениям.
Регулярно говорите с ребенком о школе, их дружбе и обо всем, что может их беспокоить.
Спросите их напрямую, обижают ли его в школе и чем вы могли бы быть полезны ребенку, чтобы помочь остановить это.
Обсудите свой собственный опыт травли и то, как вы прошли через это.
Поощряйте ребенка на обращение на Детский телефон доверия по номеру 8-800-2000-122 и разговор с психологом.