Сыну 10 лет, он не любит ходить в школу. По утрам часто капризничает, с трудом собирается на уроки. Что можно предпринять в этой ситуации? Ведь в школу нужно ходить обязательно!
Пожалуй, одна из самых распространенных ситуаций, когда ребенок с неохотой ходит в школу. Иногда ребенок напрямую говорит родителям: «В эту вашу школу я не хочу ходить!»
Родители не в силах принять отказ ребенка ходить в учебное заведение. Но как раз это неприятие мешает ему преодолеть ситуацию. Как обычно реагируют родители, услышав «Не хочу в школу!»:
- они могут отрицать чувства ребенка: «Как не хочешь? Ты учишься в лучшей школе, которую мы для тебя выбрали!»;
- могут дать философский ответ: «Что делать? Так устроено, что все обязаны закончить школу…»;
- могут посоветовать: «Знаешь, тебе стоит попробовать просто встать завтра утром, улыбнуться себе и всё будет не так уж плохо»;
- могут задать ребенку множество вопросов: «Почему это ты не хочешь? Что случилось с тобой? Ты поссорился с одноклассниками? Или тебе трудно выполнять задания, которые задают? Учитель строг с тобой? Тебе страшно отвечать у доски?»
- могу приказать: «Так, хватит хныкать! Надо значит надо!»
Но для ребенка важно, чтобы его чувства (и прежде всего негативные) были признаны. Когда родители признают чувства ребенка и у него есть возможность рассказать больше о том, что его волнует, то ребенок начинает чувствовать себя менее расстроенным, менее смущенным, способным справляться со своими проблемами. Дети могут помочь себе сами, если их услышат и посочувствуют.
Вот что можно порекомендовать родителям в ситуации, когда ребенок не хочет ходить в школу:
- Сначала выслушать ребенка внимательно. Можно доброжелательно сказать: «Похоже, тебе не очень хочется идти в школу». Возможно ребенок, скорее всего, начнет жаловаться на что-либо, говорить о том, что его беспокоит (например, нужно рано вставать, а он хочет еще поспать). Здесь важно маме или папе выслушать ребенка без критики, советов и приказов.
- Затем стоит разделить его чувства. Во время разговора родитель может просто смотреть на ребенка и иногда вставлять в беседу сопереживающие междометия (с помощью слов «да…», «хм…», «угу…»).
- Обозначить чувства ребенка. Например, «очень неприятно вставать по утрам, когда хочется поспать».
- Показать, что вы понимаете желания ребенка, предложить ему пофантазировать на тему желаемого. «Как было бы здорово, если уроки начинались в 12 часов дня! Тогда все ребята могли бы высыпаться!» К примеру, возможно, ребенок может разумно отметить, что тогда бы уроки поздно заканчивались и ни на что времени бы не хватало. И может прийти к выводу, что ему лучше ложиться спать раньше, чтобы легче было вставать по утрам.
Когда родители принимают негативные чувства ребенка и у него есть возможность высказаться, то он сам начинает искать решения, как справиться с проблемой. Родители, признавая чувства ребенка, знакомят его с его внутренней реальностью. И как только реальность для него прояснится, он собирает свои силы, что справится с трудностями.