Если ребенок не хочет ходить в школу…

Сыну 10 лет, он не любит ходить в школу. По утрам часто капризничает, с трудом собирается на уроки. Что можно предпринять в этой ситуации? Ведь в школу нужно ходить обязательно!

Пожалуй, одна из самых распространенных ситуаций, когда ребенок с неохотой ходит в школу.  Иногда ребенок напрямую говорит родителям: «В эту вашу школу я не хочу ходить!»

Родители не в силах принять отказ ребенка ходить в учебное заведение. Но как раз это неприятие мешает ему преодолеть ситуацию. Как обычно реагируют родители, услышав «Не хочу в школу!»:

  • они могут отрицать чувства ребенка: «Как не хочешь? Ты учишься в лучшей школе, которую мы для тебя выбрали!»;
  • могут дать философский ответ: «Что делать? Так устроено, что все обязаны закончить школу…»;
  • могут посоветовать: «Знаешь, тебе стоит попробовать просто встать завтра утром, улыбнуться себе и всё будет не так уж плохо»;
  • могут задать ребенку множество вопросов: «Почему это ты не хочешь? Что случилось с тобой? Ты поссорился с одноклассниками? Или тебе трудно выполнять задания, которые задают? Учитель строг с тобой? Тебе страшно отвечать у доски?»
  • могу приказать: «Так, хватит хныкать! Надо значит надо!»

Но для ребенка важно, чтобы его чувства (и прежде всего негативные) были признаны. Когда родители признают чувства ребенка и у него есть возможность рассказать больше о том, что его волнует, то ребенок начинает чувствовать себя менее расстроенным, менее смущенным, способным справляться со своими проблемами. Дети могут помочь себе сами, если их услышат и посочувствуют.

Вот что можно порекомендовать родителям в ситуации, когда ребенок не хочет ходить в школу:

  1. Сначала выслушать ребенка внимательно. Можно доброжелательно сказать: «Похоже, тебе не очень хочется идти в школу». Возможно ребенок, скорее всего, начнет жаловаться на что-либо, говорить о том, что его беспокоит (например, нужно рано вставать, а он хочет еще поспать). Здесь важно маме или папе выслушать ребенка без критики, советов и приказов.
  2. Затем стоит разделить его чувства. Во время разговора родитель может просто смотреть на ребенка и иногда вставлять в беседу сопереживающие междометия (с помощью слов «да…», «хм…», «угу…»).
  3. Обозначить чувства ребенка. Например, «очень неприятно вставать по утрам, когда хочется поспать».
  4. Показать, что вы понимаете желания ребенка, предложить ему пофантазировать на тему желаемого. «Как было бы здорово, если уроки начинались в 12 часов дня! Тогда все ребята могли бы высыпаться!» К примеру, возможно, ребенок может разумно отметить, что тогда бы уроки поздно заканчивались и ни на что времени бы не хватало. И может прийти к выводу, что ему лучше ложиться спать раньше, чтобы легче было вставать по утрам.

Когда родители принимают негативные чувства ребенка и у него есть возможность высказаться, то он сам начинает искать решения, как справиться с проблемой. Родители, признавая чувства ребенка, знакомят его с его внутренней реальностью.  И как только реальность для него прояснится, он собирает свои силы, что справится с трудностями.