Содержание и динамика обращений обучающихся, их родителей, педагогических работников города Москвы, связанных с социально-психологическими рисками и негативными проявлениями в подростково-молодежной среде за последние 9 лет

В период с 2010 по 2018 гг. на Детский телефон доверия Центра экстренной психологической помощи ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее ДТД ЦЭПП МГППУ) поступило более 230 000 обращения различных категорий абонентов. Из них 43,65% (100489 обращений) принадлежат абонентам детского, подросткового и юношеского возраста (подавляющее большинство обратившихся – 87,40% – подростки в возрасте 12-18 лет); 7,21% (16590 обращений) – родителям несовершеннолетних и лиц юношеского возраста; 19,97% (45967 обращений) – категории абонентов «другие взрослые» (родственники и иные заинтересованные лица из ближайшего социального окружения ребенка); 0,22% (498 обращений) – педагогическим работникам; 28,96% (66680 обращений) – категории абонентов, не сообщивших данные о себе.

Оценка количества обращений детей, подростков, юношей на ДТД ЦЭПП МГППУ в 2011-2017 годах демонстрирует, что аудитория Детского телефона доверия ежегодно составляет примерно 1% или более от численности постоянных жителей города Москвы в возрасте 10-19 лет (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве1). В 2011 году доля обратившихся на ДТД ЦЭПП МГППУ детей, подростков, юношей составила 1,36%, от численности постоянных жителей города Москвы в возрасте 10-19 лет, в 2012 году – 1,52%, в 2013 году – 1,01%, в 2014 году – 0,97%, в 2015 году – 1,72%, в 2016 году – 1,43%, в 2017 году – 0,99%.

Для детей, подростков, юношей, их родителей и ближайшего социального окружения, в числе наиболее актуальных проблемных ситуаций находятся проблемы семьи, взаимоотношения с противоположным полом, проблемы здоровья и учебные проблемы; их доля составляет 68,23% от всех консультаций абонентов по различным проблемам. Остальная часть обращений – 31,77% – относится к проблемам сексуальной сферы, травматическим ситуациям, проблемам принятия себя, социальной адаптации, проблемам употребления психоактивных веществ и различных формы зависимости, антивитальным переживаниям и суицидальному поведению, проблемам профессиональной идентификации.

При этом, для детей, подростков, юношей на первом месте стоят проблемы, связанные со взаимоотношениями полов – 19,26%, затем семейная проблематика – 16,75%, отношения со сверстниками – 16,23%. Для родителей семейная проблематика составляет 40,83% от консультаций, далее идут учебные проблемы – 21,72% и проблемы здоровья – 11,12%.

В последние 3 года (с 2016 года) наблюдается рост доли обращений детей, подростков, юношей по проблемам, связанным с семейной проблематикой, антивитальными переживаниями и суицидальным поведением, проблемами социальной адаптации. Среди этих проблем наиболее востребованы консультации по поводу конфликта с родителями, суицидальных мыслей, девиантного поведения, взаимоотношений с деструктивными группами, кибербуллинга.

Доля абонентов детского и подросткового возраста, сообщивших о фактах различных форм насилия (физическое, психологическое, другое), совершенных по отношению к ним возросла с 2013 года в 1,35% до 4,76% в 2017 году. Доля абонентов детского и подросткового возраста, обратившихся по проблемам социальной адаптации увеличилась с 0,83% в 2013 году до 2,64% в 2018 году, основная тематика обращений – конфликты со сверстниками, изгои. По вопросам употребления психоактивных веществ и различных форм зависимости дети, подростки, юноши стали обращаться чаще, их доля обращений выросла с 0,83% в 2013 году до 2,60% в 2018 году, основная тематика обращений – алкогольная и наркотическая аддикция, табакокурение.

У родительской аудитории наблюдается рост доли обращений за последние 3 года по семейной проблематике, проблемам социальной адаптации, антивитальным переживаниям и суицидальному поведению.

Тенденции годовой и ежемесячной динамики обращений абонентов на ДТД ЦЭПП МГППУ в период с 2010 по 2018 годы позволяет выделить месяцы, наиболее интенсивные с точки зрения востребованности помощи и поддержки детьми, их родителями и близкими по разным группам проблем. Исходя из полученных данных, наиболее острые с точки зрения интенсивности и распространенности проблемных переживаний несовершеннолетних и лиц юношеского возраста являются 3 месяца – май, июнь, июль. Интенсивность обращений родителей в разные месяцы отличается от данных детско-юношеской аудитории и существенно снижается именно в тот период, когда количество запросов детей, подростков, юношей увеличивается.

Гаязова Л.А., Вихристюк О.В., Ермолаева А.В.
Центр экстренной психологической помощи ФГБОУ ВО Московского государственного психолого-педагогического университета


1 — Численность постоянного населения [Электронный ресурс] / Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве Режим доступа: http://moscow.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/moscow/ru/statistics/population