Детский телефон доверия: опыт, проблемы, перспективы развития

Городская научно-практическая конференция «Детский телефон доверия: проблемы, решения, перспективы развития»

5-6 ноября 2009 г.

Московский городской психолого-педагогический университет при поддержке Департамента образования города Москвы и при участии Национального фонда защиты детей от жестокого обращения провел 5-6 ноября 2009 года научно-практическую конференцию для специалистов в области телефонного консультирования, а так же представителей науки, государственных и общественных организаций по теме «Детский телефон доверия: опыт, проблемы, перспективы развития». В конференции приняли участие 120 человек. Часть участников конференции представляли региональные детские телефоны доверия (Вологда, Владимир, Обнинск, Калуга, Ростов, Уральский край).

На конференции были обсуждены актуальные проблемы профессиональной деятельности сотрудников Телефонов доверия для детей и подростков; результаты работы городского центра «Детский телефон доверия», функционирующего на базе Московского городского психолого-педагогического университета; специфика функционирования телефонов доверия, действующих на базе окружных антикризисных подразделений; нормы телефонного консультирования детей и подростков; организационные вопросы взаимодействия городских служб Телефонов доверия.

Работа пленарного заседания конференции и трех круглых столов была направлена на обмен опытом и выработку методических и практических рекомендаций по совершенствованию деятельности служб Телефонов доверия и повышению эффективности психологической помощи, оказываемой детям и родителям подобными службами. Особое внимание было уделено вопросам подготовки профессиональных консультантов, разработке методов и средств экспертизы качества оказываемой психологической помощи и организации системы взаимодействия различных служб города Москвы, предоставляющих экстренную психологическую помощь населению.
На конференции был так же представлен опыт работы Ассоциации детских телефонов доверия (Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения), объединяющей 261 службу экстренной психологической помощи по телефону, по созданию общероссийского номера детского телефона доверия.

В ходе конференции участники обратили особое внимание, что в последнее время существенно возросло количество обращений от детей и взрослых в службы «Телефон доверия» за психологической помощью по проблемам обучения, воспитания, развития детей и подростков (доклады О.В. Вихристюк, А.Ю. Коджаспирова, О.В.Зайчиковой). Особый интерес собравшихся вызвали доклады З.В. Луковцевой, руководителя Школы Антикризисного реагирования при Институте Психологии и Педагогике («Формирование компетенций в области кризисного консультирования в ходе практике на Телефоне доверия»), О.В. Зайчиковой, начальника отдела «Телефон неотложной психологической помощи» ГУ «Московская психологическая служба помощи населению» Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы («Специфика работы неотложной психологической помощи 051 с проблемами детско-родительских отношений»), К.Р. Алтышева, исполняющего обязанности руководителя городской круглосуточной мобильной службы «Перспективы взаимодействия телефона доверия и служб по оказанию экстренной социальной помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию»; Т.Е. Поляковой, руководителя Телефона доверия для детей и подростков «Друзья» ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Бутово» («Особенности работы с детьми на Телефоне доверия: почему помощь по телефону становится важным ресурсом для детей»), И.А. Геронимуса, психолога «Детского Телефона доверия» ЦЭПП МГППУ, аспиранта факультета психологии ГУ Высшей школы Экономики.

Выступившие на пленарном заседании проректор МГППУ, доктор психологических наук Ю.М. Забродин, начальник управления дошкольного и общего образования Департамента образования г. Москвы И.А Петрунина, начальник отдела «Телефон неотложной психологической помощи» ГУ «Московская психологическая служба помощи населению» Департамента семейной и молодежной политики Москвы О.В. Зайчикова; президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения М.О. Егорова, проректор МГППУ по работе с Университетским округом А.И.Кирсанов, руководитель Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МГППУ О.В. Вихристюк, руководитель «Детского телефона доверия» ЦЭПП МГППУ А.Ю. Коджаспиров отметили, что дальнейшее развитие системы психологической телефонной помощи детям и подросткам требует объединения усилий и координации деятельности всех специалистов, работающих в данной области.

За последние десять лет в столице сформирована инфраструктура детских Телефонов доверия, основным звеном которой стали Телефоны доверия при окружных Центрах психолого-медико-социального сопровождения для детей и родителей, нуждающихся в психологической помощи, констатировали с воодушевлением выступающие. Существенную роль, по мнению многих участников конференции, в этой системе играет служба «Детский телефон доверия», созданная более года назад в структуре МГППУ при непосредственной поддержке Департамента образования города Москвы.

Особый резонанс на конференции вызвало проведение специализированных мастер-классов, направленных на совершенствование мастерства сотрудников службы «Детский телефон доверия». Их участники особо выделяли мастерство Ю.В.Щукиной, супервизора «Детского Телефона Доверия» ЦЭПП, доцента МГППУ («Процессуальная модель групповой супервизии на Телефоне Доверия»), З.В. Луковцевой, руководителя Школы Антикризисного Реагирования при Институте Психологии и Педагогике («Профессиональный отбор и подготовка консультантов телефонов Доверия»), М.И.Вронской – Председателя правления РБОО Служба помощи несовершеннолетним женщинам «Голуба» («Использование методов арт-терапии при подготовке телефонных консультантов»).
Отметив положительные тенденции и ощутимые результаты развития городской сети детских телефонов доверия, участники конференции пришли к необходимости:
системной интеграции усилий органов управления образованием учебных округов города Москвы, администраций образовательных учреждений в повышении роли Телефонов доверия в решении государственных задач противодействия жестокого обращения и насилия в отношении детей;
организации эффективного межведомственного взаимодействия в части передачи оперативных сведений о фактах грубого нарушения прав детей для дальнейшей работы по устранению вскрывшихся фактов, с помощью специальной нормативно-правовой базы, в виде регламентов (или протоколов) с указанием конкретных организаций и учреждений, с которыми должны взаимодействовать представители служб Телефонов Доверия;
поддержки деятельности Национального фонда защиты детей от жестокого обращения по включению в Национальную информационную кампанию мероприятий, направленных на повышение доступности детских Телефонов доверия;
предложения Департаменту образования города Москвы рассмотрения возможности более четкого определения статуса Телефонов доверия для детей и подростков, как учреждений Службы практической психологии в системе образования, и распространения информации о них в образовательных учреждениях города в доступной детям форме;
создания специализированных программ для поддержания позитивного имиджа служб «Телефон доверия», положительного отношения к ним детско-подростковой, молодежной аудитории, родительской и педагогической общественности.
Помимо этого, с целью повышения качества оказания экстренной психологической детям и подросткам средствами телефонного консультирования и усиления контроля качества работы участниками конференции предлагается:
создание рабочей группы по разработке единого кодификатора обращений на телефоны доверия, системы образования города Москвы.
введение в МГППУ специализированного курса по телефонному консультированию в учебную программу подготовки специалистов психологов, работающий на детском телефоне доверия; при условии усиления его мультидисциплинарной составляющей (педагогической, социальной, юридической, медицинской);
предложить Департаменту образования города Москвы рассмотреть возможность включения в бюджетную основу курсов повышения квалификации для психологов Телефонов доверия в области телефонного консультирования детей и подростков;
проводить ежегодные конференции, посвященные вопросам оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам средствами консультирования (в том числе и дистационного — телефонного, с помощью Интернета) с привлечением специалистов различных ведомств для обобщения и продвижения эффективного опыта.
Участники конференции выразили уверенность в том, что реализация предложенных рекомендаций послужит дальнейшему совершенствованию системы защиты детей в Москве.

[nggallery id=3]