Уроки общения с ребенком

Очень часто дети звонят на телефон доверия и рассказывают о том, что им трудно общаться со своими родителями.

На Детский телефон доверия обратился мальчик, четырнадцати лет, по имени Никита. Никита не мог найти общий язык с родителями, которые пытались уберечь его от «плохой компании» ребят во дворе, они курили и выпивали вино в подъезде дома напротив, постоянно просили деньги взаймы у него. Никите нравилось быть частью большой компании, в школе он был застенчивым и не самым популярным ребенком. Он хотел общаться со своими ровесниками, но и родителей расстраивать не собирался, поэтому обратился к нам за помощью и советом.

В разговоре с Никитой заходит речь о его друзьях. Чувствую, что его настроение портится.

– Никита, я слышу, тебе не очень приятно говорить о твоих друзьях.

– Да, не очень.

– А есть у тебя близкий друг или подруга?

– Конечно, есть – Данил. А остальные… даже не знаю.

– Ты чувствуешь, что остальные могут тебя подвести?

– Да, пожалуй.

– Ты не знаешь, как к ним относиться?

– Да…

– А они к тебе очень хорошо относятся?

Никита бурно реагирует.

– Ну нет, я бы не сказал. Если бы они ко мне хорошо относились, то не заставляли бы занимать у соседей деньги на вино и сигареты, а потом просить их у мамы, чтобы отдать.

– Мама, наверное, сильно расстроилась, когда об этом узнала?

– Я очень люблю маму, хотя и не часто говорю ей об этом и не хочу, чтобы она расстраивалась, но ничего не могу с собой поделать. Характер какой-то у меня стал ужасный. Чуть что – начинаю грубить.

– Ты понимаешь, что грубить плохо, но что-то внутри тебя толкает сказать грубость, обидеть человека…

– Я не хочу никого обижать. Наоборот, мне все время кажется, что меня хотят обидеть. Все время чему-то учат…

– Тебе кажется, что тебя обижают и учат?

– Ну да. Потом я понимаю, что они хотят как лучше и в чем-то правы.

– Ты понимаешь, что они правы, но не хочешь это показывать.

– Да, а то будут думать, что я их во всем и всегда буду слушаться.

– Ребята из компании тоже не хотят слушаться своих родителей?

– Они даже их обманывают.

– Если обманывают родителей, то, что им стоит обмануть друзей? Как ты думаешь, нормальные люди так поступают?

– Конечно, нет. Я теперь понял. Они же с деньгами меня подставили: отдавать и не собираются. В общем, они мне надоели, и я им в глаза скажу, что они за люди.

Это одна из множества историй непонимания ребенка и родителей. Причины трудностей общения часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. Вот несколько советов, которые помогут вам и вашему ребенку лучше понимать друг друга.

Что такое успешное общение?

Передача нашего послания-это только одна часть коммуникации. Успешное общение идет дальше и позволяет нам строить доверие, самооценку и крепкие здоровые отношения.

Успешное общение — это двусторонний процесс. Слушать так же важно, как говорить.

Мозг вашего ребенка все еще развивается, в том числе учится справляться со своими эмоциями и общаться, на том уровне, который уже доступен взрослым людям.

Успешное общение с ребенком зависит от того, что, как, когда, где и почему вы говорите.

Стиль общения

То, как мы общаемся, зависит от пола, культурного фона, возраста и ситуации.

Вероятно, у вас и вашего ребенка разные коммуникативные ожидания из-за разрыва между поколениями.

Однако в целом существует три стиля общения. Первый более полезен по сравнению с двумя другими.

  • Демократический стиль общения — не винить собеседника и по очереди слушать друг друга, взаимопринятие взглядов.
  • Попустительский (игнорирующий) стиль общения — молчаливое обращение и избежание конфликтов.
  • Авторитарный стиль общения –попытки любой ценой добиться подчинения своей воле, быть сильным, резким и обвиняющим.

Как вы можете поддерживать успешное общение с ребенком?

Не стоит ожидать от ребенка большего, чем он может вам дать. Подростки находятся на эмоциональных (и гормональных) американских горках на определенных этапах взросления.

Самый лучший пример общения для ребенка – это свой собственный, если вы кричите и ругаетесь, выплескивая свой негатив на ребенка после тяжелого рабочего дня, стоит ли говорить здесь об успешном взаимодействии?

Обратите внимание на свой собственный стиль общения и внесите изменения, если он агрессивный или пассивный, избегающий.

Поощряйте общение тет-а-тет, а не электронное или онлайновое общение.

Нажмите паузу — найдите время, чтобы успокоиться, подумать, а затем говорить дальше.

Планируйте, как, где и когда говорить — также знайте, чего говорить не следует, будьте предусмотрительны в своих высказываниях, не переходите на личности.

Подытожьте своему ребенку то, что вы услышали от него, подведите резюме его мыслей.

Задавайте вопросы и делитесь заботой, а не предполагайте и критикуйте.

Если не избежать конфликтов – главное не теряйте контроль над собой и ситуацией.

Что, если связь прервалась?

Вы можете чувствовать себя бессильными, когда вы и ваш ребенок не можете эффективно говорить о сложных вопросах.

Вы можете попробовать придерживаться безопасных тем, пока вы решаете, что делать.

Скажи ему, что вам не все равно, и вы сделаете все возможное, чтобы решить эту проблему.

Иногда может помочь задействовать спокойное третье лицо, участвующее в поддержке общения между вами, как принято сейчас говорить, «медиатора конфликта». Таким посредником в решении конфликтной ситуации может стать консультант Детского телефона доверия. Позвоните нам сегодня по номеру 8-800-2000-122, отправьте письмо по электронной почте или начните веб чат.