Очень часто дети звонят на телефон доверия и рассказывают о том, что им трудно общаться со своими родителями.
На Детский телефон доверия обратился мальчик, четырнадцати лет, по имени Никита. Никита не мог найти общий язык с родителями, которые пытались уберечь его от «плохой компании» ребят во дворе, они курили и выпивали вино в подъезде дома напротив, постоянно просили деньги взаймы у него. Никите нравилось быть частью большой компании, в школе он был застенчивым и не самым популярным ребенком. Он хотел общаться со своими ровесниками, но и родителей расстраивать не собирался, поэтому обратился к нам за помощью и советом.
В разговоре с Никитой заходит речь о его друзьях. Чувствую, что его настроение портится.
– Никита, я слышу, тебе не очень приятно говорить о твоих друзьях.
– Да, не очень.
– А есть у тебя близкий друг или подруга?
– Конечно, есть – Данил. А остальные… даже не знаю.
– Ты чувствуешь, что остальные могут тебя подвести?
– Да, пожалуй.
– Ты не знаешь, как к ним относиться?
– Да…
– А они к тебе очень хорошо относятся?
Никита бурно реагирует.
– Ну нет, я бы не сказал. Если бы они ко мне хорошо относились, то не заставляли бы занимать у соседей деньги на вино и сигареты, а потом просить их у мамы, чтобы отдать.
– Мама, наверное, сильно расстроилась, когда об этом узнала?
– Я очень люблю маму, хотя и не часто говорю ей об этом и не хочу, чтобы она расстраивалась, но ничего не могу с собой поделать. Характер какой-то у меня стал ужасный. Чуть что – начинаю грубить.
– Ты понимаешь, что грубить плохо, но что-то внутри тебя толкает сказать грубость, обидеть человека…
– Я не хочу никого обижать. Наоборот, мне все время кажется, что меня хотят обидеть. Все время чему-то учат…
– Тебе кажется, что тебя обижают и учат?
– Ну да. Потом я понимаю, что они хотят как лучше и в чем-то правы.
– Ты понимаешь, что они правы, но не хочешь это показывать.
– Да, а то будут думать, что я их во всем и всегда буду слушаться.
– Ребята из компании тоже не хотят слушаться своих родителей?
– Они даже их обманывают.
– Если обманывают родителей, то, что им стоит обмануть друзей? Как ты думаешь, нормальные люди так поступают?
– Конечно, нет. Я теперь понял. Они же с деньгами меня подставили: отдавать и не собираются. В общем, они мне надоели, и я им в глаза скажу, что они за люди.
Это одна из множества историй непонимания ребенка и родителей. Причины трудностей общения часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. Вот несколько советов, которые помогут вам и вашему ребенку лучше понимать друг друга.
Что такое успешное общение?
Передача нашего послания-это только одна часть коммуникации. Успешное общение идет дальше и позволяет нам строить доверие, самооценку и крепкие здоровые отношения.
Успешное общение — это двусторонний процесс. Слушать так же важно, как говорить.
Мозг вашего ребенка все еще развивается, в том числе учится справляться со своими эмоциями и общаться, на том уровне, который уже доступен взрослым людям.
Успешное общение с ребенком зависит от того, что, как, когда, где и почему вы говорите.
Стиль общения
То, как мы общаемся, зависит от пола, культурного фона, возраста и ситуации.
Вероятно, у вас и вашего ребенка разные коммуникативные ожидания из-за разрыва между поколениями.
Однако в целом существует три стиля общения. Первый более полезен по сравнению с двумя другими.
- Демократический стиль общения — не винить собеседника и по очереди слушать друг друга, взаимопринятие взглядов.
- Попустительский (игнорирующий) стиль общения — молчаливое обращение и избежание конфликтов.
- Авторитарный стиль общения –попытки любой ценой добиться подчинения своей воле, быть сильным, резким и обвиняющим.
Как вы можете поддерживать успешное общение с ребенком?
Не стоит ожидать от ребенка большего, чем он может вам дать. Подростки находятся на эмоциональных (и гормональных) американских горках на определенных этапах взросления.
Самый лучший пример общения для ребенка – это свой собственный, если вы кричите и ругаетесь, выплескивая свой негатив на ребенка после тяжелого рабочего дня, стоит ли говорить здесь об успешном взаимодействии?
Обратите внимание на свой собственный стиль общения и внесите изменения, если он агрессивный или пассивный, избегающий.
Поощряйте общение тет-а-тет, а не электронное или онлайновое общение.
Нажмите паузу — найдите время, чтобы успокоиться, подумать, а затем говорить дальше.
Планируйте, как, где и когда говорить — также знайте, чего говорить не следует, будьте предусмотрительны в своих высказываниях, не переходите на личности.
Подытожьте своему ребенку то, что вы услышали от него, подведите резюме его мыслей.
Задавайте вопросы и делитесь заботой, а не предполагайте и критикуйте.
Если не избежать конфликтов – главное не теряйте контроль над собой и ситуацией.
Что, если связь прервалась?
Вы можете чувствовать себя бессильными, когда вы и ваш ребенок не можете эффективно говорить о сложных вопросах.
Вы можете попробовать придерживаться безопасных тем, пока вы решаете, что делать.
Скажи ему, что вам не все равно, и вы сделаете все возможное, чтобы решить эту проблему.
Иногда может помочь задействовать спокойное третье лицо, участвующее в поддержке общения между вами, как принято сейчас говорить, «медиатора конфликта». Таким посредником в решении конфликтной ситуации может стать консультант Детского телефона доверия. Позвоните нам сегодня по номеру 8-800-2000-122, отправьте письмо по электронной почте или начните веб чат.