Неудобный вопрос

Представьте себе ситуацию: ваш ребенок подбегает к вам с радостью человека, узнавшего о новом слове. И спрашивает: «Мама, а что такое дождь?» А в ответ вы внезапно теряетесь, краснеете и начинаете неуверенно пытаться подобрать нужные слова: «Ну… Дооождь… Это когда одна дождинка, и другая дождинка они… (краснеете еще больше) Они вылетают из тучки… Вообще, иди спать, подрастешь, узнаешь, что такое дождь!» — решаете вы в конце концов снять напряжение.

Странная картина, не правда ли? И, тем не менее, мы довольно часто встречаемся с ней в реальной жизни, стоит завести разговор о том, откуда берутся дети и, что такое «секс»? Это те темы, говорить на которые не слишком-то принято и среди взрослых, а уж объяснить подобные явления ребенку – кажется чем-то невозможным. Хотя при этом секс в наших семьях встречается, да и дети продолжают рождаться.

Некоторые родители задумываются над самой необходимостью рассказать ребенку о сексе. В качестве основного довода против подобной беседы они говорят об опасениях развратить ребенка, опошлить его. Второй по популярности довод – неумение говорить на «эту тему», «уж лучше никак, чем плохо». Стоит помнить, что когда ребенок впервые интересуется темой секса, для него она не более эмоционально-окрашена, чем обсуждение того как появляются облака и может ли Солнце погаснуть. Своими неадекватными реакциями мы лишь пробуждаем у ребенка больший интерес к запретной теме. И если его любопытство не будет удовлетворено сейчас, то оно найдет удовлетворение позже, когда ребенок начнет обсуждать секс со своими сверстниками. Вот здесь он действительно встретится и с пошлостью, и со множеством самых разнообразных мифов и заблуждений, которые могут ощутимо навредить в дальнейшем. В том числе, многие мифы касаются и вопросов предохранения – практика показывает, что своевременное обсуждение с ребенком темы секса, помогает, в том числе значительно снизить риск ранней беременности.

Пошлость появляется там, куда ее привносят. Если вы сумеете рассказать об интересующей ребенка теме без пошлости, то благополучно сумеете его оградить от нее и в будущем. В связи с этим возникает вопрос «Как? Как поговорить с ребенком?». Если вы чувствуете себя недостаточно уверенно в соответствующей теме, то стоит для начала ознакомиться с просветительской литературой – по счастью, ее не так мало на данный момент.

Рассмотрим ряд основных рекомендаций:

1. Важно во время своего рассказа исходить из того уровня понимания, который доступен ребенку на данный момент. И если ребенок пока готов принять и проникнуться открытием того, что его «будущий братик живет у мамы в животике», не стоит сразу нагружать его анатомическими атласами.

2. Текст. Важно, чтобы он был адекватным, научным. У половых органов есть наименования, отличные от ненормативной лексики, стоит пользоваться именно ими, это позволит и оградить ребенка от пошлости, помочь уже вам самим справиться с собственными эмоциями, и, в конце концов, предоставить ребенку объективные данные.

3. Свой рассказ имеет смысл проработать, прорепетировать, например с партнером. После нескольких репетиций вы сможете с большей легкостью справляться с эмоциями, которые могут мешать вашему адекватному рассказу.

4. Вспоминайте иногда о том, что вы рассказываете об общеизвестном, повсеместном, обыденном явлении (как о дожде), это также поможет вам несколько успокоиться и не перегрузить свой рассказ собственными эмоциями.

5. Будьте готовы к вопросам, поощряйте детей их задавать – вопросы помогают ребенку прояснить для себя обсуждаемую тему и закрыть ее.

Подготовьтесь как следует и обсудите с ребенком этот «неудобный вопрос», тем самым вы сможете не только оградить его от лишних опасностей, расширить спектр его знаний об окружающей действительности, но и продемонстрировать возможность обсуждать с вами даже самые острые темы, поддерживая тем самым доверительные взаимоотношения с ним. Это значит, что если у ребенка вновь возникнут какие-то вопросы, то с большей вероятностью он обратится за советом к вам, а не к своим сверстникам.

Успехов вам в этом ответственном и важном разговоре.

Сергей Ельхимов,

психолог ДТД