Детский телефон доверия отметит пять лет с начала работы

rebenok_telefon_default«Соседи, присмотритесь к этим фотографиям, узнайте своего ребенка!» — под таким заголовком в Faceboock москвичка написала о том, что плачущего на улице малыша ударила по лицу няня. Сообщение появилось в группе жителей одного из столичных районов. Соседи отреагировали быстро — распространили эту информацию по другим сайтам и выложили запись с домовых камер видеонаблюдения. Вскоре мама ребенка нашлась. Она поблагодарила всех за неравнодушие и уволила жестокую няню.

Это уже не первый случай, когда через соцсети очевидцы сигнализируют о грубом поведении тех, кому родители доверили уход за ребенком. Но часто крики и шлепки раздаются за стеной, и на смартфон снимать нечего.   «Через тонкую стенку я слышала каждое унизительное слово матери, а ее пятилетний ребенок только просил: «Мамочка, пожалуйста, не надо!». Но я так и не решилась вмешаться,» — делится девушка на интернет-форуме.

Кроме виртуальных страниц, есть и другие источники поддержки для тех, кого беспокоят воспитательные методы соседей. Тот, кто и хочет вмешаться, но не знает, как лучше, или сомневается, что происходит действительно что-то противоправное, звонит на телефон доверия.

— Бывает, что в ходе разговора выплывают подробности, которые могут быть классифицированы как возможные преступления против ребенка. В основном, это связано с жестоким обращением с ребенком, с преступлением на сексуальной почве, преследованием через интернет, — рассказала «РГ» Олеся Вихристюк, руководитель Центра экстренной психологической помощи и координатор Всероссийского детского телефона доверия.

На Детский телефон доверия звонят не только дети  и их родители. По статистике, даже если исключить звонки от бабушек-дедушек, доля обращений от неравнодушных «иных граждан» доходит до 20 процентов от всех обращений. Получается, что каждый пятый — тот, кто не хочет проходить мимо чужих дел.

Каждый позвонивший имеет право на анонимность. В сентябре исполняется пять лет как в России начал работать номер этого телефона. К нему постоянно подключаются новые регионы. Но правила для всех остаются неизменными.

— У нас нет определителя номера . У нас нет никаких возможностей, кроме получения согласия абонента, узнать, кто звонит и о том, о ком он сообщает, — говорит Олеся Вихристюк.

Без давления, наоборот, мотивируя человека на том конце провода, консультант рассказывает, как можно самому действовать в конкретной ситуации — написать жалобу в органы опеки, если плохо обращаются с ребенком, или подать заявление в полицию.

— Если по каким-то причинам абонент не готов на это, он может раскрыть свою анонимность и дать нам свои контакты для того, чтобы мы начали прояснять ситуацию. Например, обратились в опеку или образовательную организацию с просьбой проверить тот или иной факт. Обычно все службы знают, что есть такой Всероссийский детский телефон доверия, и достаточно быстро, эффективно и доброжелательно реагируют на наши просьбы. Пока не было таких случаев, чтобы кто-то отказал.

Вместе с консультантом позвонивший решает — либо действовать самому, либо раскрывать анонимность. Или же совсем никуда не обращаться.

«С точки зрения закона, обращение в правоохранительные органы не является для очевидца обязательным. При этом очевидец, обратившийся с заявлением о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении, приобретает статус свидетеля после того, как дознаватель, следователь, прокурор или судья примут решение о его вызове на допрос в качестве свидетеля».

Это цитата из брошюры для свидетелей в уголовном процессе. Ее распространяет правозащитное движение «Сопротивление». Свидетели могут также обратиться за бесплатной консультацией на горячую линию движения.

Юристы движения объясняют права и обязанности свидетелей, правила поведения на допросе, очной ставке, ситуации давления на свидетелей и другие моменты, которые большинству людей знакомы только по фильмам.

Но такие подробности не отпугнут тех, кто хочет восстановить справедливость и участвовать в уголовном процессе, считают в этом движении. «Если у человека есть внутреннее решение идти до конца, то наши материалы станут руководством к действию», — сказала «РГ» координатор Наталья Федулова. Она добавила, что на горячую линию поступает до 50 звонков в день, а среди волонтеров движения много пенсионеров, которые консультируют людей из своего окружения.

— Руководствуясь эмоциями и совершая необдуманные действия, человек непременно получит отрицательный результат. Но, набравшись терпения и необходимых знаний, сознательный гражданин уверенно, не преступая закон и, таким образом, не вступая в конфликт с правоохранительными органами, берется за дело восстановления справедливости, — такой путь показывают юристы «Сопротивления».

Какое бы решение ни принял человек, главное, чтобы не о чем было жалеть. «Потом мы переехали, — пишет та девушка, которая слышала крики у соседей, и осталась в стороне. — Но я до сих пор грызу себя за то, что не вмешалась тогда, не вызвала милицию или опеку. Может, малыш до сих пор живет в этом кошмаре и нуждается в помощи, а всем как бы жалко его, но не хотят совать свой нос в чужие дела…»

Материал взят с сайта http://www.rg.ru/