Информированность подростков об услугах, предоставляемых Детским телефоном доверия

23 Авг 2014, Автор: admin

Проблема доступности услуг Детского телефона доверия является острой и во многом обусловлена отсутствием знания детей и подростков о возможности получения дистанционной анонимной психологической помощи. В соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») актуальна реализация комплекса мер по обеспечению безопасности, охране и укреплению здоровья обучающихся, формированию здорового образа жизни, в том числе проведение мероприятий по безопасности в государственных бюджетных образовательных учреждениях общего образования.

В рамках данного направления сотрудниками научно-исследовательской лаборатории «Психологическая безопасность в образовании» (Е.О. Гусева, О.В. Иванцов, В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь, Н.Т. Оганесян) Центра экстренной психологической помощи МГППУ в апреле 2013 г. был проведен мониторинг.

Цели мониторинга:

  • изучение информированности учащихся образовательных организаций общего (полного) образования Москвы о Детском телефоне доверия (ДТД);
  • выявление возможности получения экстренной дистанционной психологической помощи в случае возникновения затруднительной жизненной ситуации в семье, школе, группе сверстников (насилие, конфликты, антивитальные переживания и др.).

Сложность исследования заключалась в разработке технологии мониторинга, позволяющей оценить, помимо информированности учащихся московских школ об услугах ДТД, содержание потребности детей и подростков в психологической помощи средствами дистанционного консультирования.

Выборка исследования включала в себя учащихся различных по типу образовательных организаций (общеобразовательные школы, школы-интернаты, кадетские корпуса, детские дома) десяти административных округов Москвы (20 образовательных организаций).

Диагностическим инструментом явилась разработанная сотрудниками лаборатории анкета (авторы: В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь, Н.Т. Оганесян), направленная на изучение информированности детей (учащихся VII–IX классов образовательных организаций Москвы) об услугах, предоставляемых ДТД.

При изучении результатов исследования применялись методы количественного и качественного анализа. Для обработки результатов использовалась программа Excel, программа SPSS, версия 19.0, методы математической статистики. С целью определения надежности полученных с помощью анкеты данных и их согласованности использовался коэффициент α Кронбаха. Для выявления взаимосвязей в содержании ответов на ряд вопросов анкеты (качественные ответы на которые можно было перевести в цифровое выражение) был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Выбор именно этого метода был обусловлен следующим обстоятельством: корреляция Спирмена является ранговой, т. е. для оценки силы связи используются не численные значения, а соответствующие им ранги, при этом коэффициент остается неизменным по отношению к любому монотонному преобразованию шкалы измерения.

В исследовании приняли участие 963 учащихся младшего и старшего подросткового возраста (учащиеся VII–IX классов): 472 девушки и 491 юноша (51 % и 49 % соответственно). Практически половину выборки составили учащиеся VIII классов (42 %), 27 % выборки – ученики VII классов и 31 % выборки – ученики IX классов. При этом 85% учащихся обучаются в образовательных организациях, где проводилось исследование, более трех лет.
Анализируя состав семей респондентов, можно отметить достаточно благополучную ситуацию по формальным критериям: 49 % учеников проживают в полной семье и имеют брата или сестру, 25 % подростков – единственные дети в полной семье. В неполной семье проживают 16 % опрошенных, 9 % учащихся живут с родителями, а также с бабушкой или дедушкой, и всего 1 % подростков живут с кем-то из родственников. Таким образом, 17 % учащихся по формальному критерию семейного статуса можно отнести к группе риска.

Полный текст исследования доступен для скачивания ЗДЕСЬ.

В.В. Ковров,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией
«Психологическая безопасность образовательной среды» Центра экстренной
психологической помощи, ГБОУ ВПО МГППУ.

Г.С. Кожухарь,
кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра
экстренной психологической помощи, ГБОУ ВПО МГППУ.