Первый раз в первый класс. Помогаем ребенку адаптироваться

Первое сентября самое важное и судьбоносное событие для ребенка. Именно в этот день он впервые переступит школьный порог, и у него начнется совершенно новая жизнь, ведь отныне он ученик первого класса. Его эмоции бьют через край, он переминается с ноги на ногу и нетерпеливо ждет момента, когда он сможет, наконец, зайти в свой класс, где начнется его первый в жизни урок.

Вы, наверняка, предварительно подготовили ребенка к школе. Он, вполне возможно, посещал подготовительные курсы, которые проходили в этой же школе. Однако учеба в первом классе, с этой подготовкой ни в какое сравнение не идет. Совершенно другие нагрузки, иные отношения, и Вы должны помочь ребенку, как можно быстрее адаптироваться в этом новом, совершенно незнакомом ему мире. Во многом, только от Вас зависит станет ли школа его вторым домом, куда он с охотой и радостью будет ходить.

Буйство энергии дошкольника, направляемой ранее родителями, с той или иной степенью успешности, в разумное русло, с наступлением латентного периода (6-12 лет) прерывается. В этом возрасте поведение ребенка выравнивается, он легко поддается обучению и влиянию. Наступает настоящий «рай» для педагогов и родителей. Жизненная энергия школьника теперь направлена на развитие социальных чувств (принадлежности к группе, дружбы и др.), занятий спортом, творчества и пр.

Будучи до школы большими индивидуалистами, первоклассники постепенно смиряются с тем, что отныне они – члены группы. Понимая, что мечты о любви учителя только к ним совершенно неосуществимы, они учатся довольствоваться тем, что педагог любит всех одинаково. И чтобы заслужить его любовь, стараются выполнять школьные требования.

Вот только совершенно новая и непривычная обстановка, с которой пришлось столкнуться ребенку, способна стать причиной стресса, спровоцировать дезадаптацию. Как определить, что ребенку некомфортно? Разумеется, он может сам об этом заявить. И даже сказать, что больше в школу никогда не пойдет. Однако скрытое недовольство может проявляться в бессознательных сигналах: плохих сновидениях, нарушениях здоровья, раздражительности или плаксивости… Если вы ощущаете, что с ребенком «что-то не так» пора принимать меры. В целом адаптация совершенно нормальное явление. Если нарушения настроения, сна, аппетита продолжаются 2-3 недели (медики и психологи называют это явление «физиологической бурей»), то не нужно беспокоиться. И вообще, привыкание к новому наступает примерно через 2-6 месяцев. Задача родителей постараться «облегчить жизнь» своему ребенку. Как это сделать?

Первые учебные дни даются ребенку особенно тяжело, поэтому постарайтесь подольше побыть с ним, расспрашивайте о школе, об одноклассниках, впечатлениях. Если заметите, что в характере ребенка произошли какие-то изменения, если он стал раздражительным, вспыльчивым, постарайтесь его успокоить, попробуйте выяснить возможную причину. В случае необходимости, побеседуйте с учителем, родителями одноклассников. Возможно, у ребенка появились апатия и сонливость. Обязательно пересмотрите режим дня, может быть, он чрезмерно загружен и поэтому устает. Предоставьте ему больше времени для сна и отдыха.

Дети, в большинстве своем, быстро привыкает к школьным порядкам и в течение месяца полностью осваиваются с правилами поведения, условиями обучения, распорядком. Поэтому с охотой и с интересом ходят в школу. Но, если ваш ребенок так и не адаптировался, несмотря на то, что минуло уже более месяца следует обследовать его у врача.

Одной из причин утраты интереса к школе может стать слабая подготовка ребенка. Возможно, он просто плохо усваивает материал и поэтому чувствует себя в классе некомфортно. Не ругайте его ни в коем случае. Постарайтесь доходчиво и терпеливо, объяснить ему неусвоенный материал и не забывайте хвалить, когда он делает успехи, даже если они незначительны.

Следует укреплять и поддерживать авторитет учителя. Ведь порой, при выполнении домашнего задания, ребенок ставит указания учителя гораздо выше, чем ваши. В этом случае необходимо, чтобы ребенок показал, как нужно делать задания и в дальнейшем при их выполнении придерживаться методики учителя.

Чтобы помочь первокласснику быстрее и полнее адаптироваться к школе, постарайтесь придерживаться следующих рекомендаций:

 

* Слушайте своего ребенка. Не требуйте трудновыполнимого или невозможного. Уважайте его желания.

* Даже если ребенок не очень успешен и получается у него далеко не все, не лишайте его любви – той самой, что не зависит от его успехов и достижений.

* Старайтесь придерживаться принципа «оптимальной фрустрации» — не будьте в своих требованиях слишком жесткими, но и попустительством не занимайтесь.

* Не запрещайте ребенку свободно выражать свои чувства и эмоции. Не ругайте его за агрессию или истерику, а попытайтесь понять, что их вызвало.

* Если вам не по нраву недостаточная сообразительность или поведение ребенка, критикуйте исключительно не понравившиеся Вам действия, но не выносите суровый приговор его личности. Не забывайте, «как корабль назовешь, так он и поплывет». В период адаптации критики лучше вообще избежать.

* Снизьте психологическую нагрузку. Для первоклассника продленка не самое хорошее решение. Будет лучше, если он проведет вторую половину дня дома. Не отправляйте первоклассника в кружки или секции. Ему вполне достаточно школьных занятий.

* Если Вы вместе делаете уроки – прерывайтесь через каждые 15 минут. Предоставьте ему возможность потанцевать, подвигаться, попрыгать. Длительность занятий должна быть не более часа.

* Введите обязательный дневной сон (примерно 2 часа), прогулки, продолжительный ночной сон (до 11 часов), полноценное питание.

* Телевизор и компьютер не должны напрягать глаза. Поэтому можно смотреть телевизор или сидеть за компьютером 1 час в день. Если ребенок в отличном настроении, превосходно кушает, спокойно спит и с удовольствием учится – значит, адаптация уже позади.