Как правильно хвалить ребенка?

Дочери 9 лет, и она, как считает мама, всесторонне одаренный ребенок: она прекрасно рисует, замечательно поёт, у неё великолепные математические способности. Чтобы дочка ни сделала, мама всегда её подбадривает «молодчина!», «замечательно!». Только маму беспокоит низкая успеваемость дочери, в чем она обвиняет учителей, которые не «раскрыли» талантов девочки. Однако дочка учиться хочет всё меньше и меньше, а больше – играть в компьютерные игры.

Оказывается, правильно хвалить ребенка – это целая наука. Если похвала связана с оцениванием, то она редко вызывает приятные чувства, а наоборот, может вызывать совсем другие реакции:

  • заставляет сомневаться в том, кто хвалит. «Если мама думает, что эти каракули гениальны, то она ничего не понимает в рисовании»;
  • принуждает возражать. «Знала бы она, как я сегодня отвечала у доски на уроке, уж точно перестала бы говорить, что я самая умная»;
  • может заставить сконцентрироваться вовсе не на своих достоинствах, а на недостатках. «Гениальный ум? Она издевается или подшучивает? Я даже в простых примерах делаю ошибки…»;
  • может спровоцировать тревогу и препятствовать активности. «Проще ничего этого не делать. Определенно, я с этим не справлюсь, чтобы она мне не сказала»;
  • может порождать боязнь неудачи. «Этот урок мне удалось ответить, но получится ли также хорошо ответить на следующем, чтобы обо мне продолжали думать, как о успешной ученице?»;
  • может рассматриваться как манипуляция. «Зачем она это делает? Что она от меня хочет?»;
  • формирует зависимость от мнения другого. «Кажется, что эта работа у меня вышла удачно. Однако меня никто не похвалил… Похоже, что работа получилось плохо?»

Когда родители хвалят без остановки, но при этом ребенок не видит своих собственных реальных результатов, то он может вообще перестать что-либо делать. Оценочные похвалы родителей, особенно в превосходной степени, не мотивируют ребенка к новым достижениям.

Чтобы похвала была эффективной, не оскорбляла чувства и служила стимулам к новым свершениям ребенка, то родителям следует стараться следить за тем, как именно они хвалят своё чадо. Полезная похвала состоит из двух частей:

  1. Родитель с уважением описывает то, что видит и чувствует. Мама может сказать следующее: «Я заметила, что ты упорно трудилась, чтобы подготовить реферат. Здесь есть много любопытных фактов, также ты продумала как оформить свою работу и на нее приятно смотреть!»
  2. Ребенок, узнав о наблюдениях родителя, способен сам себя оценить и похвалить. К примеру, прийти к такому выводу: «да, я способна хорошо подготовиться к урокам, когда прилагаю усилия и творчески подхожу к заданию».