Проблемы детской жестокости и буллинга (травли в школе) и анализ способов профилактики буллинга у подростков с точки зрения телефонного консультирования

19 Мар 2017, Автор: admin

В работе рассматриваются проблемы  детской жестокости и,  в частности, буллинга, а также  пути профилактики и коррекции проблемы с помощью телефонного консультирования.

Анализируются  основные причины и  симптоматика,  методы работы с проблемой детской жестокости у подростков и,  в частности, буллинга, а также описываются  рекомендации детям и родителям для путей преодоления ситуаций, связанных с  буллингом.

Краткая характеристика проблемы. Основные причины, симптоматика.

На Детский телефон доверия часто  обращаются дети и подростки с проблемой детской жестокости и,  в частности, проблемой буллинга. Поэтому, рассмотрение данной проблематики достаточно актуально в наше время.

Рассмотрим понятие буллинга. Понятие буллинг изучалось в работах зарубежных исследователей, в частности, в работах таких авторов как Д. Лэйн, Д. Олвеус, Е. Роланд, И. Бердышев, Т. Мерцалова, В. Р. Петросянц, О. Л. Глазман. [2].

В работах И.С.Кона понятие буллинг (от англ. bullying) определяется,  как запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников. В частности, буллинг  — это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку[1]. В  работах зарубежных исследователей Д. Лэйна, Е. Роланда понятие буллинг связано со школьной травлей. [2].

Буллинг в основном латентный для окружающих процесс, но дети, которые подвергаются травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям вплоть до самоубийства. И не имеет значения, имел место физический буллинг или психологический [3,5].

Понятия буллинга изучались многими исследователями и было отмечено, что явление буллинга имеет следующие особенности:

— проявление агрессивных действий.

— данные действия имеют продолжительный контекст.

— действия направленны по отношению к человеку, не способному себя защитить (дисбаланс власти).

—  действия буллинга являются осознанными [4].

Также авторами было отмечено, что самое тревожное в ситуации буллинга является то, что это именно сознательное насилие, булли (агрессор) прекрасно осознает и отдает себе полный отчет о том, что он делает, для чего делает и какие могут быть последствия, то есть сознательное причинение боли и страданий другому человеку.

Буллинг является разновидностью насилия, но выражаться может по-разному, то есть имеет свои виды, формы, причины, а так же разную локализации и социальную среду проявления, преимущественно в организованных коллективах.

Рассмотрим  особенности проявления буллинга в подростковом возрасте.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками.  В случае, если у подростка данное общение состоит из ситуаций буллинга, то опыт переживания подобных ситуации является травмирующим для его жертвы и негативно сказывается на развитии личности подростка.

В частности, негативное влияние сказывается формировании его Я-концепции, самооценке подростка, а так же на системе ценностей и стиле взаимодействия подростка со сверстниками. В результате длительного преследования, постоянных унижений, морального подавления жертва школьного буллинга не чувствует себя в безопасности в рамках образовательной среды [7].

Буллинг в подростковом возрасте принимает разные формы. Все участники буллинга испытывают на себе воздействие этого социального явления. Усвоение особенностей повторяющейся формы поведения (поведение или «жертвы», или «булли», или «наблюдателя»), подросток может принимать и следовать такой форме поведения всю оставшуюся жизнь.

В каждой школе и практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны отдельных детей или даже всего класса. По статистике, до 10 % детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55 % эпизодически (время от времени) подвергаются тем или иным формам жестокого обращения со стороны одноклассников.
      

Перечислим виды травли:

  • вербальная (словесная) – насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;
    намеренная социальная изоляция – бойкот, отторжение, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т.д.);
    физическое насилие – избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей и др.
    Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. [4].]

Рассмотрим, какие существуют жертвы буллинга.

Жертвами буллинга часто становятся:
• дети с физическими недостатками – носящие очки, имеющие слабый слух, двигательные нарушения, и, как правило, они не могут защитить себя;
• дети с отклонениями в поведении – например, импульсивные или, наоборот, чрезмерно замкнутые и заторможенные;
• дети с различными особенностями внешности – рыжие волосы или веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, чрезмерная полнота или худоба, особая форма головы, слишком большой или маленький рост;
• дети с неразвитыми социальными навыками, которые не умеют общаться, они стеснительны или, наоборот, агрессивны, а в худшем случае могут даже воровать вещи у товарищей и совершать другие антисоциальные поступки, травля усугубляет их и без того трудную ситуацию;
• дети с отсутствием опыта жизни в коллективе – этим отличаются так называемые «домашние дети», у них слабо развиты навыки взаимодействия в коллективе, кроме того, они бывают очень эгоистичны, поэтому нередко становятся объектом нападок со стороны остальных;
• дети с различными болезнями – например, энурез, нервный тик, эпилепсия, заикание и другие физические и психические нарушения;
• дети с низким интеллектом и трудностями в обучении; неуспеваемостью, затруднениями в освоении даже несложного материала – также распространенный повод для насмешек. [4].

Жертвы буллинга проявляют следующие (в том числе патологические) особенности поведения:
• притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
• боятся идти одни в школу и из школы, просят проводить их на уроки, опаздывают;
• становятся эмоционально неустойчивыми, изменяется их привычное поведение и вне школы;
• снижается успеваемость, теряется интерес к любимым занятиям;
• проявляют большую тревогу, порой страхи настолько сильны, что может нарушаться сон, аппетит, появляться заикание, нервные тики;
• для них характерны молчаливость, замкнутость, нежелание идти на разговор;
• если ребенок подвергся физическому насилию, то можно обнаружить рваную верхнюю одежду или поврежденные вещи; постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
• часто просят дать денег, воруют с целью откупиться от насильника;
• как проявление крайней степени кризисного состояния: появляются суицидальные мысли.

Рассмотрим, какие могут быть обидчики жертв буллинга.

Обидчиками, как правило, становятся:
• дети, стремящиеся к лидерству, которые не могут самоутвердиться в учебном заведении социально приемлемыми способами: за счет учебы, общественной деятельности, спорта, но претендуют на высокий статус в коллективе;
• подростки из авторитарных семей, где распространено насилие, притом не только физическое, но чаще психологическое и эмоциональное, а также в чьих семьях процветают идеи шовинизма, расизма и снобизма;
• дети с генетической предрасположенностью к повышенной агрессивности.
Обидчикам характерны следующие особенности поведения:
• агрессивность, желание подчинять себе других;
• импульсивность;
• дети, которые не испытывают сочувствия к своим жертвам;

Общие рекомендации для родителей, у которых ребенок был подвержен буллингу в школе.

  1. В первую очередь, необходимо создать условия безопасности – недопущения буллинга.  Как можно быстрее разобщить ребенка с соответствующими стрессовыми воздействиями.
    2. Рекомендуется поговорить с классным руководителем, с администрацией школы. Желательно это делать спокойно, без криков и угроз, подключая на помощь школьного психолога. Если администрация школы проявляет безразличие или же отрицает проблему буллинга – в таких школах насилие неизбежно, рекомендовано перевести ребенка в другую школу.
    3. В случае, если у ребенка тяжелое психическое состояние – ни в коем случае не отправляйте его в школу, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту в поликлинике.
    4. Если ребенку была нанесена серьезная психологическая травма – лучше перевезти его в другой класс или даже в другую школу и обязательно обратиться за помощью к медицинским специалистам.
    5. В относительно легких и непродолжительных случаях травли можно самим укрепить защитные силы личности. Рекомендовано научить ребенка правильно реагировать.
  2. Рекомендовано поддерживать самооценку ребенка, не унижать его, не критиковать. У ребенка не должно быть ощущения, что он заслужил плохое обращение с ним. Ребенка с нормальной самооценкой травить неинтересно, так как он не ведется. «Травят обычно тех, кто остро реагирует на оскорбление».

Методы работы  с абонентами на ДТД по проблеме буллинга.

— просвещение абонента в плане возникновения  ситуаций, когда ребенок может стать жертвой буллинга со стороны одноклассников  в школе.

— развитие адекватного уровня притязаний абонента, который непосредственно будет влиять на формирование самооценки, уверенности в себе.

Рекомендации для подростка, обратившегося на ДТД с проблемой буллинга:
1. Обращение к обидчику: «Для чего ты это (сказал, сделал и т.д.)?». Если агрессору спокойно задать такой вопрос, то он растеряется и быстро прекратит свои нападки. Главное продолжать задавать этот вопрос, не поддаваясь на новые провокации. Как правило, ни один обидчик не сможет ясно ответить, для чего он это делает.
2. «Как ты это определил?» Если, например, ребенка обзывают неумехой, то задать этот вопрос: «Как ты определил, что я не умею это делать?».
3. «Что тебе мешает…?». Например: «Что тебе мешает отойти и заняться своим делом?», «Что тебе мешает учиться так же хорошо, как я?», «Что тебе мешает обратиться ко мне за помощью, вместо того, чтобы завидовать?» и т.д. [7].

Рекомендации родителям, которые обращаются на ДТД по поводу детей, переживающих буллинг в школе:

  1. Родитель может помочь ребенку не стать жертвой буллинга, то есть осуществить первичную профилактику.
    Рекомендовано научить ребенка не бояться своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы;
  2. Родителю важно наладить контакты с учителями и одноклассниками; участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители. Если у родителей есть необычное хобби, интересное детям, рассказать о нем одноклассникам ребенка, вызвав тем самым уважение;
  3. Также можно предложить родителям пригласить одноклассников ребенка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости. Ребенку нужны люди, не дающие его в обиду, наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, а так как разборки происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе, то такая группа детей сможет его поддержать;
  4. Важно не настраивать ребенка против его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;
  5. Также чаще объяснять в случаях завышенной самооценки ребенка, что у любого человека есть и недостатки, и достоинства; и если он преуспевает в математике, к примеру, то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чем-то другом;
  6. Непосредственно родителям рекомендовано не пытаться выделять своего ребенка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;
  7. В случае если родитель подозревает, что ребенок стал жертвой буллинга, необходимо как можно быстрее проверить всю информацию и убедиться в безопасности ребенка.
    Важно вовремя заметить признаки травли.
    Если подросток сам не может справиться со своей проблемой, то он имеет полное право обратиться к взрослому (классному руководителю или директору школы) и попросить о помощи.

Список литературы.

  1. Кон И. С. Что такое буллинг, как с ним бороться? / И.С. Кон // Семья и школа, 2006 ─ № 11.
  2. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001.
  3. Маланцева О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О.Д. Маланцева // Социальная педагогика. — 2007. — № 4.
  4. Мальцева О.А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О.А. Мальцева // Тюменский государственный университет — 2009. — № 7.
  5. Нечаева М. Природа агрессии / М. Нечаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2008. — № 1.
  6. Реан А.А Психология подростка / А.А. Реан ─ Санкт-Петербург: Еврознак, 2008.

 7.Соловьев Д.Н Буллинг в среде школьников подросткового возраста. [Электронный ресурс],- http://elibrary.ru/download/12900063.pdf

Галкина Е.Н., педагог-психолог

Центр Экстренной психологической помощи

Детский телефон доверия МГППУ