ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Психологическая травма может изменить представления ребенка о мире и о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира. Реакция детей на травматическое событие, которое формирует кризис, зависит от тяжести ситуации, возраста детей, их психологических особенностей, навыков совладания с кризисными ситуациями. Эффективное поведение в ситуации кризиса уменьшает его негативное влияние на обучение и психическое здоровье, а также позволяет быстрее вернуться к нормальному существованию и предотвратить появление психосоциальных проблем.

Для эффективного решения проблем ребенка, вызванного кризисной ситуацией, консультанту на Телефоне доверия необходимо знать возрастные особенности реакции ребенка на травму.

При рассмотрении возрастных особенностей протекания процесса переживания травмы следует обратиться к возрастной периодизации детского развития. Для рассмотрения этого вопроса наиболее эффективным будет обратиться к периодизации Выготского – Эльконина, с точки зрения рассмотрения социальной ситуации развития ребенка, его ведущего типа деятельности, и психических новообразований данного возраста.

Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью становится деятельность учебная. И не случайно, что после перенесенной травмы часто, в первую очередь, заметны нарушения именно учебной деятельности. Память и восприятие ребенка постепенно становятся все более опосредованными мыслительной деятельностью. Поэтому здесь приобретает интерпретация тех или иных событий уже ребенком. Но, как и у старших подростков, для них характерны такие способы психологических защит, как рационализация, или приписывание ситуации необъяснимых «магических» причин. Это может привести после травмирующего события к самым неожиданным для взрослых причинам страхов, чувству вины, появлению ритуалов и т.д.

У детей младшего школьного возраста на наличие проблем после перенесенной травмы указывают следующие признаки: ребенок постоянно плачет, дрожит, выглядит испуганным; он может постоянно раскачиваться взад-вперед или качать головой. У него наблюдаются расстройства сна: кошмарные сновидения, бессонница или чрезмерная сонливость; может наблюдаться энурез; отмечаются нарушения аппетита; могут наблюдаться различные расстройства самочувствия без видимых причин (головная боль, головокружении, боль в позвоночнике, расстройства пищеварения). Ребенок проявляет агрессивность или ведет себя очень шумно и грубо во время игры; очень замкнут; возвращается в определенных чертах поведения к более раннему возрасту; проявляет суетливость, раздражителен по отношению к окружающим, боится и не доверяет им; не может заниматься вместе с другими; все время думает о плохих вещах, которые, он уверен, случаться с ним в будущем.

Младший подростковый возраст. Огромную роль в расширяющемся мире подростков начинают играть сверстники. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение, специфика которого в том, что оно осуществляется в группе. Подросток осваивает отношения взрослого мира. Поэтому все нарушения, которые встречаются у взрослых, встречаются и у подростков.

У младших подростков можно отметить следующие реакции на травму: самоизоляция от окружающих; неспособность вступать во взаимоотношения; чрезмерное подражание окружающим; зависимость от чужого мнения; агрессивное поведение, возбужденность, суетливость или невозможность сосредоточиться на чем-либо одном; крайняя степень подавленности; отсутствие реакции на окружающее, доходящее до степени неподвижности. А так же функциональные расстройства самочувствия, вызванные стрессом; расстройства сна; ложные зрительные и слуховые образы. В этом возрасте психические и психосоматические расстройства могут носить устойчивый характер. Отмечаются различные соматические жалобы, которые не подтверждаются результатами медицинских осмотров [3].

Определим задачи, стоящие перед психологом в кризисном консультировании [2, стр. 138]. Психологу необходимо:

  • способствовать в уменьшении у ребенка чувств стыда, вины, бессилия;

  • помочь в укреплении чувства собственной значимости;

  • сформировать новые поведенческие паттерны;

  • способствовать дифференцированию взаимодействия с окружающими людьми;

  • способствовать развитию восприятия ребенком собственного организма, самоопределения.

В консультировании детей нужно придерживаться следующих этапов работы [1, стр 94].

1. Определение проблемы посредством активного слушания. Для установления контакта с ребенком важно, как психолог слушает. Когда ребенок готов обсуждать проблему, важно услышать три момента: 1. В чем состоит проблема, которая не разрешена; 2. Что чувствует ребенок в отношении этой проблемы; 3. Чего ребенок ждет от специалиста.

2. Уточнение ожиданий ребенка. Необходимо объяснить, каким ожиданиям психолог может соответствовать, потому что дети часто предъявляют не совсем обоснованные и оправданные ожидания. Например, психолог не может покарать насильника.

3. Уточнение шагов, которые уже были сделаны для решения проблемы. Необходимо помнить о том, что больше информации можно получить, задавая вопросы открытого, а не закрытого типа. Задавая вопросы закрытого типа, можно косвенно навязать ребенку свое мнение или детали ситуации. Ребенок может потеряться в процессе разговора, соглашаясь с консультантом и в конце диалога давать противоречивые ответы.

4. Поиск новых путей решения проблемы методом мозгового штурма – предложить ребенку придумать как можно больше новых путей решения проблемы. В данном случае важно не качество, а количество придуманных способов.

5. Заключение договоренности с ребенком о претворении одной из идей решения проблемы в действие. Важно, чтобы поставленные цели были реалистичны, и особенно важно, чтобы ребенок знал: результаты он будет обсуждать с психологом.

6. Завершение беседы – специалист просит ребенка подытожить, каким важным идеям они пришли, какие планы на будущее составил.

Если в процессе работы консультанту становится понятно, что без специализированной очной психологической помощи не обойтись (например, кризисного центра по работе с насилием), то одной из основных задач телефонного консультирования будет являться мотивирование ребенка на обращение в данные службы. Так же следует объяснить специфику их деятельности (чтобы ребенок знал, что его ждет при обращении туда), и следует поработать над выстраиванием структуры диалога при обращении за помощью.

Таким образом, помощь ребенку по проблеме и обратившемуся на Телефон доверия достаточно сложна и требует определенной подготовки специалистов. Помощь ребенку не ограничивается данными рекомендациями, она значительно шире. Каждый консультант должен подготовится к работе с таким ребенком, отнестись к его проблеме с вниманием и пониманием. При соблюдении данных условий каждый ребенок может рассчитывать на своевременную и квалифицированную помощь.

Литература:

  1. Дубровская М.О., Заярная О.Г., Хоффман Л. Создаём линию доверия // Как создать кризисный центр для женщин. М.,

  2. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. -СПб.: Речь, 2003. -248 с.

  3. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПБ: Питер, 2001. – 272 о: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

 

Ермолаева А.В.

Руководитель сектора дистанционного консультирования

«Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ,

Москва, Россия

Ermolaevaav@mgppu.ru