ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И МЛАДШИМ ПОДРОСТКАМ НА СТАДИЯХ ПЕРЕЖИВАНИЯ ШОКА И ОСТРОГО ГОРЯ ПОСЛЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

В работе практического психолога, оказывающего экстренную психологическую помощь, особенно важно наиболее узко определить тот возрастной контингент и характер воздействия чрезвычайной ситуации для наиболее эффективной работы применительно к этим показателям. Знание закономерностей развития психики, ее возрастных особенностей и ее потенциала – основание для начала работы по оказанию психологической помощи.

Психологическая травма может изменить представления ребенка о мире и о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира. Реакция детей на травматическое событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей, их психологических особенностей, навыков совладания с кризисными ситуациями. Эффективное поведение в ситуации кризиса уменьшает его негативное влияние на обучение и психическое здоровье, а также позволяет быстрее вернуться к нормальному существованию и предотвратить появление психосоциальных проблем.

В данной работе будут рассмотрены следующие аспекты:

1. Типы травмы у детей;

2. Цели психологической помощи после воздействия ЧС;

3. Возрастные особенности реакции на травму (с 7 до 13 лет);

4. Особенности работы психолога на стадии переживания шока и на стадии острого горя.

5. Стимульный материал для эффективной работы психолога.

У детей можно выделить два типа травмы:

1. Травма, характерная для данной народности, — это травма социального уровня, носящая статичный характер, которая специфическим образом преломляется в подрастающем поколении. Этот тип травмы характерен для пролонгированных военных конфликтов, где дети были участниками не только военных действий, но и относительно мирного времени, периода восстановления и локального возникновения новых очагов конфликта.

2. Травма, полученная на основе непосредственного, личного опыта во время бомбежек, плена, потери близкого человека и т.д., — это травма детей – очевидцев травмирующего события. Этот тип травмы характерен для актуальных событий недавнего времени – военного конфликта Грузии и Южной Осетии. Именно реакцию на этот тип мы подробнее рассматриваем в данной работе.

Целями психологической помощи после воздействия чрезвычайной ситуации являются:

1.​ повышение эффективности действий ребенка во время и после травмы;

2.​ уменьшение неприятных и болезненных проявлений, вызванных травмирующим событием;

3.​ профилактика развития нежелательных последствий травмирующего события.

При составлении программы для работы с детьми после переживания любой чрезвычайной ситуации необходимо учитывать возраст переживающих травму людей, так как дети разных возрастов переживают травму по-разному, а также — вызвана ли травма кратковременным событием, длительным пребыванием в травмирующей ситуации или смертью близкого человека.

В данной работе более подробно будут описаны возрастные категории, находящиеся в пределе 7-13 лет, затрагивающие младший школьный, и младший подростковый возрасты. Так как в дошкольном возрасте травмирующим для ребенка уже может быть все, что разрушает привычный мир и для возвращения к нормальной жизни важно восстановление деятельности игровой, и, следовательно, психологическая работа будет направлена, в основном, именно на это. А в старшем подростковом возрасте характерны все те же нарушения, что и для взрослых, только, пожалуй, в большей мере.

При рассмотрении возрастных особенностей протекания процесса переживания травмы следует обратиться к возрастной периодизации детского развития. Для рассмотрения этого вопроса наиболее эффективным будет обратиться к периодизации Выготского – Эльконина, с точки зрения рассмотрения социальной ситуации развития ребенка, его ведущего типа деятельности, и психических новообразований данного возраста.

Для детей дошкольного младшего школьного возраста ведущей деятельностью становится деятельность учебная. И не случайно, что после перенесенной травмы часто в первую очередь заметны нарушения именно учебы. Память и восприятие ребенка постепенно становятся все более опосредованными мыслительной деятельностью. Поэтому здесь приобретает интерпретация тех или иных событий уже ребенком. Но, как и у старших подростков, для них характерно «магическое» мышление, как форма психологической защиты. И это может привести после травмирующего события к самым неожиданным для взрослых причинам страхов, чувству вины, появлению ритуалов и т.д.

У детей младшего школьного возраста на наличие проблем после перенесенной травмы указывают следующие признаки: ребенок постоянно плачет, дрожит и выглядит испуганным; погружен в самостимуляцию (постоянно раскачивается взад-вперед или качает головой). У него наблюдаются расстройства сна: кошмарные сновидения, бессонница или чрезмерная сонливость; энурез; отмечаются нарушения аппетита; могут наблюдаться различные расстройства самочувствия без видимых причин (головная боль, головокружении, боль в позвоночнике, расстройства пищеварения). Ребенок проявляет агрессивность или ведет себя очень шумно и грубо во время игры; очень замкнут; слишком спокоен и послушен, ничем не проявляет свои чувства и желания или же подавлен и безразличен; возвращается в определенных чертах поведения к более раннему возрасту; не может концентрировать внимание или запомнить усвоенное в школе; проявляет суетливость, раздражителен по отношению к окружающим, боится и недоверяет им; не может заниматься вместе с другими; все время думает о плохих вещах, которые, он уверен, случаться с ним в будущем.

Младший подростковый возраст. Огромную роль в расширяющемся мире подростков начинают играть сверстники. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение, специфика которого в том, что оно осуществляется в группе. Подросток осваивает отношения взрослого мира, и некоторые экстремальные ситуации заставляют его это делать. Поэтому все нарушения, которые встречаются у взрослых, встречаются и у подростков.

У младших подростков можно отметить следующие реакции на травму: самоизоляция от окружающих; неспособность вступать во взаимоотношения; чрезмерное подражание окружающим; зависимость от чужого мнения; агрессивное поведение, отношения и поступки; возбужденность, суетливость или невозможность сосредоточиться на чем-либо одном; крайняя степень подавленности; отсутствие реакции на окружающее, доходящее до степени неподвижности. А так же функциональные расстройства самочувствия, вызванные стрессом; расстройства сна; галлюцинации; ложные зрительные и слуховые образы; идеи угрозы со стороны окружающих; попытки самоубийства. В этом возрасте психические и психосоматические расстройства могут носить устойчивый характер. Отмечаются различные соматические жалобы, которые не подтверждаются результатами медицинских осмотров. [Тарабарина, 2001]

В данной работе мы рассмотрим шаги психолога, который оказывает помощь сразу после возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера или уже в безопасном месте, но так же сразу после создания ситуации безопасности при чрезвычайной ситуации социального характера.

Во время травмирующего события и при оказании психологической помощи, первой реакцией у ребенка является шок. У детей он обычно выражается молчаливым уходом или взрывом слез. Очень маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта, но не шок. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме. Развлечение (взять на руки, купить игрушку или сладость, включить телевизор) оказывается не самой лучшей политикой в такой ситуации. Оно действует временно и не помогает справиться с горем, а лишь на время отвлекает внимание. Обнимите ребенка, дайте ему расслабиться, поплакать, посидеть или полежать. Ему нужно время, чтобы погоревать, поговорить о матери, отце, брате или сестре. В зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребенка, стадия шока может продолжаться от нескольких часов после травмирующего события до 2-3 дней.

Целью психологической помощи во время травмирующего события – облегчение переживаний этой ситуации и профилактика негативных последствий развития психологической травмы.

По возможности надо помочь ребенку в экстремальной ситуации интерпретировать ее не как травмирующую, ужасную, унизительную, когда человек беспомощен, как ситуацию, например, интересную, увлекательную, волнующую, сложную, с которой он, однако в состоянии справится. То есть способствовать такому субъективному восприятию ситуации, которое снизит ее травматичность. Возможно, это редко применимо со взрослыми, однако вполне реально во многих случаях работы с детьми.

В острый период после воздействия ЧС основными средствами для работы с ребенком должен служить разработанный психологом стимульный материал из его практики. Особое место среди стимульного материала занимает игрушка как одно из эффективных средств психологической помощи. В данном случае игрушка выступает:

— средством, способствующим установлению позитивных отношений и общению;

— средством диагностики физических, психических и личностных особенностей, средством установления особенности регрессии;

— средством психологического сопровождения и коррекции.

При подборе соответствующего ситуации стимульного материала должен учитываться контекст самой трагедии. При ЧС техногенного характера актуально использовать различные кубики, конструкторы, а так же материалы для продуктивной деятельности. Это пластилин, глина, краски, губки, фломастеры, цветные мелки, конструкции из бумаги, цветные карандаши, и специальные доски для изображения всего того, что эмоционально значимо в данный момент. Рисование и лепка – это значимая для детей деятельность, в которой условными обозначениями или достаточно узнаваемыми иконическими образами дети способны отреагировать свои переживания, связанными с ЧС, так же продукт этой деятельности способен быть отчуждаемым самим исполнителем от мотива и процесса его создания. Созданный продукт начинает осознаваться как самостоятельное авторское творение, с которым ребенок может идентифицировать себя.

При ЧС социального характера специфика материалов меняется на те, которые актуально использовать в ролевых и ситуационных играх для изображения людей и значимых для детей животных и предметов из прежней счастливой и обыденной жизни.

Следующей стадией переживания последствий чрезвычайной ситуации является стадия острого горя. Период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными ситуациями его горе вновь оживает. Эта стадия может длиться от нескольких дне, но чаще в течении первых 7-10 дней после воздействия чрезвычайной ситуации.

Здесь актуальны уже различные игровые и другие эффективные методы работы. Но при реализации данных методов следует:

1. Наблюдать за изменениями поведения ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно наблюдается тенденция к уходу, агрессивность, гневливость, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребенку.

2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время. В разговоре слушайте не только ушами, но и глазами и сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.

3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся собрать лучших друзей ребенка, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.

4. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка.

5. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого («Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла»). В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй.

6. Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не правда ли?». Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти отца, он действительно так думает. Дети честны, они говорят то, о чем думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо говорить. Очень важно признать право ребенка на переживание.

7. Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ним изменения в поведении ребенка, в его привычках.

На этой стадии актуально использование детских и взрослых книг релаксирующего содержания. Это прежде всего сказки для детей и эскаполитература для младших подростков [Мухина, 2004], использование которых возможно только если ребенок готов погрузиться в ее сюжеты и ускользнуть на время от тяжелой и непереносимой реальности. При ЧС социального характера этот метод возможен на любой ситуации травмы.

Среди стимульных материалов, обеспечивающих индивидуальную работу с ребенком, следует использовать материалы и для совместной работы. Помимо уже перечисленных материалов, сюда следует включить настольные игры, мозаику, конструкторы и другое.

Для снятия агрессивного поведения, особенно актуального при переживании травмы маленькими детьми, им можно дать различные коробки, ящики, баллоны, бумагу, которые разрешается мять, ломать и крушить. Детям постарше — поручить физическую работу, требующую значительных усилий, или длительную прогулку пешком или на велосипеде. Для работы со страхами используются устрашающие маски мифологической нечисти и маски агрессивных животных. В тоже время необходима работа с эмпатийными масками и игрушками. Популярностью у детей пользуются эмпатийные мягкие игрушки с твердыми наполнителями в виде шариков в ручках и попке у игрушки. Дети при беседе в ситуации волнения, стеснения, любят теребить их и перебирать эти шарики в руках.

На любой стадии начало работы с ребенком всегда заключается в знакомстве, в установлении контакта, необходимого для продуктивного сотрудничества с целью диагностического обследования и психического восстановления. В момент знакомства и предложения психологической помощи следует всячески подтверждать чувство личности у ребенка. Даже у самых маленьких следует спрашивать согласия работать с ними: «Привет, я психолог из Москвы, меня зовут… А как тебя зовут? Я могу тебе помочь, если ты этого захочешь, если ты готов со мной общаться». Следует отметить, что ребенок активнее идет на контакт, когда располагает информацией о вас, поэтому сначала ответьте на вопрос, а потом задайте его ему, например: «Мне 25 лет, а тебе сколько лет? Я люблю кататься на санках и есть мороженое. А как ты проводишь свое время?» и т.д.

Особое значение приобретает имя. С помощью частого употребления имени в положительных контекстах общения личность жертвы начинает собираться из расколотого, разорванного состояния. Налаживанию взаимодействия содействует и приведены выше стимульный материал. Для маленьких детей, например, при замкнутости или острого шока можно начинать знакомиться не от себя, а от известного положительного персонажа-игрушки, знакомясь от его лица.

Для коррекции личностной идентичности используются маски различных эмоциональных состояний, а так же маски отчуждения визуального образа лица человека.

Для релаксации используются игрушки для любования и созерцания, а так же модификации популярных традиционных тренингов и упражнений по релаксации.

Для эффективного процесса переживания травмы на этом этапе для ребенка важнее всего восстановление рутинной жизни, чтобы дети могли проходить нормальные этапы своего развития. Повседневная рутина разрушает хаос и придает миру стабильность. Важно дать детям возможность вернуться к той деятельности, которая в этом возрасте является ведущей.

Каждая новая чрезвычайная ситуация имеет свои особенности и, следовательно, требует их учета. При подборе методов работы и стимульного материала должен учитываться контекст самой трагедии, что позволяет наиболее эффективно выстроить работу психолога при оказании помощи после воздействии чрезвычайных ситуаций.

Необходимые материалы для работы психолога с детьми и младшими подростками на стадиях шока и переживания острого горя:

1.​ тематические куклы (бибабо, пальчиковые куклы, марионетки, мягкие эмпатийные игрушки, кукольный театр, игрушки-люди, игрушки-животные, кукольная семья);

2.​ пластилин или другие материалы для лепки;

3.​ краски (акварель, гуашь), кисточки, бумага (белая, цветная), картон, цветные мелки, карандаши, фломастеры;

4.​ нитки, шерстяные нитки, веревки, шнурки;

5.​ дополнительные материалы (клей (ПВА, карандаш), ножницы (обычные и тупые), ластик, точилка);

6.​ книжки со сказками, мягкие книжки;

7.​ шнуровки;

8.​ конструктор;

9.​ коврики, пледы;

10.​ другие игрушки (игрушечное ружье, кукольная мебель, резиновый нож, пластиковая бутылочка с соской, машинки, мячи (надувной, резиновый, мягкий из ткани), пластмассовый самолет, ложки, чашки и тарелки (по две), солдатики игрушечные, медицинский чемоданчик, маска).

 

 

Использованная литература.

1.​ Мухина В.С. Психологическая помощь пострадавшим от землетрясения в Армянской ССР // Психологический журнал. Том 10. 1989 с. 44-54.

2.​ Психология экстремальных ситуаций / Под ред . В.В. Рубцова, С.Б. Малых. – М: Психологический ин-т РАО, 2007.

3.​ Тарабарина Н.В. Психологические последствия террористических актов // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М.: Экономика, 2004.

 

 

Ермолаева Анна Валериевна

Руководитель сектора дистанционного консультирования

«Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ,

Москва, Россия

Ermolaevaav@mgppu.ru