Что на самом деле делают психологи?

13 Авг 2013, Автор: admin

Нередко даже при сложившейся необходимости обращение к психологу откладывается по причине существования различных страхов, связанных с образом психолога и представлением о его деятельности. Дабы развеять некоторые из них, мы в общих словах расскажем, какие цели преследуют психологи в своей работе и какие задачи ставят.

Начнем с главного: психолог не собирается учить вас жизни, и уж тем более манипулировать вами. Психолог признает в клиенте личность. А личность формируется через ежедневный творческий поиск решения проблем. Проще говоря, нет проблем – нет развития.

Основная цель психолога телефона доверия – помочь абоненту решить его задачу. В зависимости от того, чего именно не хватало для решения, помощь может заключаться в предоставлении ресурса, способа решения или развитии творческих возможностей личности.

Если абонент обессилен, пребывает в депрессивном состоянии, сомневается в себе или в своем начинании, то основной упор будет сделан на поддержку, повышение мотивации, самооценки, уверенности и т.д. Это и называется поиском ресурса.

Если абоненту достаточно собственных ресурсов, но проблему решить все равно не удается, психологическая работа будет направлена на отработку конкретных навыков и схем поведения. Способов для этого предостаточно: анализ неудач, продумывание новых вариантов, поиск людей или организаций, к которым можно обратиться, и т.д.

Однако большинство проблем, с которыми звонят абоненты, не являются типовыми и зачастую не имеют единственно верного выхода. Иными словами, это проблемы, требующие творческого подхода, что предполагает готовность брать на себя ответственность, быть эмоционально открытым, умение импровизировать, способность отступать от привычек и многое другое. Это и будет предметом психологической работы.

В любом случае психолог не решает вашу задачу за вас и не избавляет от проблем магическими фразами на мертвом языке. Его цель – сделать так, чтобы к своим проблемам вы относились, как к езде на машине: нужно учиться, что поначалу непросто, но освоиться могут все.

Что хотеть от психолога?

Психологов в наше время стало много, а в чем с них прок, до сих пор многим не вполне понятно. Психолог зачастую представляется человеком с ответом на все вопросы, пилюлей ото всех невзгод и волшебной палочкой за пазухой. На деле ничего такого у него нет. Не проще ли тогда за помощью к друзьям, родителям, коллегам? На наш взгляд, действительно проще. А к психологу – если по-другому не получается. В конце концов, он действительно может предложить некоторые вещи, которые сложно получить у остальных.

Во-первых, конфиденциальность. Чего уж говорить, нередко проблема заключается уже в том, что о ней стыдно поговорить даже с близкими людьми. А тут страха меньше: человек со стороны и хранить чужие секреты входит в его прямые обязанности.

Во-вторых, доброжелательность. Это не значит, что вас за все будут гладить по головке. Это значит, что психолог работает на ваше благо. В этом смысл его существования как специалиста.

В-третьих, сторонний взгляд. Зачастую к близким нельзя обратиться за помощью просто потому, что проблема и заключается в отношениях с ними. Психолог находится с клиентом сугубо в профессиональных отношениях, поэтому его взгляд не искажен заинтересованностью в том или ином решении проблемы. Лишь бы она решилась с максимальной пользой для клиента.

В-четвертых, систематизация. Психолог не считает, что знает вас лучше, чем вы сами. Зачастую, напротив, он уверен, что решение проблемы лежит в вас же. А чтобы его найти, предлагает упорядочить и разложить по полочкам уже имеющуюся у вас информацию. Нередко этого оказывается достаточно для решения проблемы.

В-пятых, алгоритмы поиска. Психологи редко дают советы, но могут подсказать, где и как искать решение. По большому счету, это их главная функция.

Психологи могут радикально отличаться друг от друга в методах работы, поэтому существует множество других предложений (в случае телефона доверия, например, это бесплатность и анонимность), но на эти пять можно рассчитывать в любом случае.

Александр Алов, 

психолог сектора дистанционного консультирования

«Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ.